Статьи и эссе

Часы остановились после полуночи. Ростислав Братунь: «Свобода — долг, который не оплатить…»

Исполнилось восемьдесят лет со дня рождения украинского поэта и общественного деятеля Ростислава Братуня (1927–1995). Его творческий тандем с композитором Владимиром Ивасюком подарил почитателям много песен (среди них «Ватра», «Ноктюрн осеннего города» «Первый снег»). В свое время на ІІ съезде народных депутатов СССР именно Братунь, отстаивая позиции независимости, сказал Михаилу Горбачеву: «А Украина будет свободной!»

Семья Братуней

Кажется, в его жилище ничего не изменилось: те же семейные фотографии, портреты, рукописи и книги, книги, книги… Только часы не тикают. И две сосны во дворе выросли едва ли не до неба. Деревья посадил в начале 70-х Братунь, одно — в честь Ивасюка, а второе — «будет память и обо мне». Позже, после смерти Володи, Братунь писал в воспоминаниях: «Мы шли друг другу навстречу. Мы настолько чувствовали друг друга, как об этом только могут мечтать поэт и композитор. Володя относился к людям, не умеющим прокладывать дорогу локтями — зная себе цену, он оставался скромным. Но это было где-то глубоко спрятанное чувство полноценности, своих возможностей. И все это бросалось в глаза в повседневной и общественной жизни, не говоря уже о творческой. Мне хотелось встретиться с Володей и, правду говоря, мечталось о том, чтобы он написал на мои стихи какую-нибудь песню, хотя бы одну».

Как в воду глядел Ростислав Братунь… Давно уже этот творческий тандем где-то в межзвездном пространстве. Но они оставили после себя «Предвестие», «Ватру», «Встречайте меня», «Юношескую балладу», «Огни Львова», «День с тобой», «Незванную мою любовь», «Ноктюрн осеннего города», «Первый снег», «Белую пелену», «Годы уже отшумели»… А всего этих песен — 25, и это лишь за шесть лет совместного труда!

«Несмотря на разницу в возрасте, оба, будучи по характеру лидерами, стремились максимально реализовать себя, — вспоминает вдова поэта Неонила Николаевна Братунь-Шпакивская. — Володя закончил мединститут, но мечтал стать профессиональным композитором. На учебу во Львовскую консерваторию его принимать не торопились. Даже смеялись: как это бывший медик и автор популярных песен будет сидеть рядом с теми, кто с детства ежедневно грыз нотную грамоту! Ростислав Андреевич встретился с профессором Николаем Колессой и таки убедил его.

Помню, какой радостью светились глаза Ростислава и Владимира, когда они прослушали окончательный вариант «Песни о тебе». Братунь был в восторге от мелодии, которая идеально передавала его поэтическую мысль: «Вижу тебя я в серебряной росе, Вижу тебя я в первой грозе». И дальше припев: «Ты возносишься колосом с нив, Ты возносишься чудом всех чудес». Эта песня записана на пластинке Софии Ротару, и многие воспринимали ее как монолог о любви. А Братунь тогда сказал Володе: «Мы когда-нибудь раскроем тайну, что это песня — об Украине».

На фоне советской консервативной эстрады появление Ивасюка стало настоящим взрывом — Володя предложил новые ритмы, новую гармонию. Был постоянно в движении: писал песни, учился, делал аранжировки, встречался со слушателями, присутствовал на записях своих песен, выступал в радио- и телепрограммах. Очень мало спал, а отдыхать просто не умел. Какой обычный человек может выдержать такую нагрузку? А после его гибели появились публикации, где Володю пытались сделать сумасшедшим или алкоголиком. Наглая ложь!»

Первое прощальное слово на похоронах Ивасюка в мае 1979 года сказал именно Ростислав Братунь — не побоялся, не предал, не отступил, и это стоило ему должности председателя Львовской организации Союза писателей и невостребованности до конца жизни.

* * *

Ростислав Братунь

Долгое время Братунь нигде не работал, его не печатали. В конце концов, нельзя сказать, что в тот трудный для него период ничего не публиковалось. Много его стихов перевел русский поэт Григорий Глазов, а Виталий Коротич помогал издавать сборники в России.

Уже во времена независимой Украины Ростислав Братунь как бывший депутат и человек, послуживший государству, не получил никаких льгот, а о пенсии даже стыдно вспоминать: назначили аж 70 рублей! «Он никому не жаловался, — вспоминает Неонила Николаевна, — и ни на кого не злился».

А перед тем как Братунь ушел из жизни… «Какое странное стечение обстоятельств. Ему стало плохо, а телефон не работал (как выяснилось позднее, был обрезан провод). Дочь тогда жила недалеко, и я побежала к ней, чтобы вызвать «скорую», которая ехала аж четыре часа. Когда же приехала, у врачей даже кардиографа не было. Констатировали: сердце. Сделали укол и уехали. И почему-то не оставили нам на столе ампулы, как это должно быть. А перед самой смертью Ростислав Андреевич вдруг сказал: «Меня отравили». Кто теперь что-то выяснит?.. Когда его хоронили, за гробом шли несколько рядов милиционеров. По-видимому, опасались чего-то. Кстати, литовские врачи, которые приглашали Братуня на осмотр после операции, были уверены, что он будет жить долго, поскольку сама операция и послеоперационный период прошли нормально…», — рассказывает вдова.

Он никогда не делил людей ни по национальности, ни по вероисповеданию. И, наверное, поэтому в день похорон Братуня в православной церкви Киевского патриархата впервые сошлись представители всех конфессий, которых он объединил своей смертью. А это для Львова 1995 (!) года было действительно неординарным событием.

— Ростислав Андреевич был человеком неспокойной судьбы, — продолжает рассказ Неонила Николаевна. — Он любил умных людей, с которыми можно было спорить, которым можно было доказывать свою правоту. Его друзьями были мудрые люди. Он был нетерпим к льстецам. И это, по-видимому, многим не нравилось тогда и многим не нравится сейчас. К величайшему сожалению, львовская власть почти ничего не сделала, чтобы почтить память Ростислава Братуня. Памятник на Лычаковском кладбище сделал Эммануил Мысько и почти подарил нам. Как и мемориальную доску на доме. До сих пор нет улицы Ростислава Братуня, хотя он был настоящим певцом Львова, определенным символом эпохи в истории города. Меня сперва очень мучило это забвение, а теперь отношусь к этому по-философски: разве ж это Братуню нужно?

В конце концов, кто помнил, тот и помнит. В частности Роман Виктюк, который, приезжая во Львов, всегда приходит на могилу Братуня, чтобы возложить цветы и поклониться его светлой памяти.

* * *

Неонила Николаевна и Ростислав Андреевич прожили вместе 51 год, а познакомились благодаря Ярославу Галану и Тамаре Козланюк. Об их встречах и любви Братунь написал много стихов, но шедевром украинского романса стали именно «Белые розы», которые положил на музыку Кос-Анатольский, — этими цветами осыпал когда-то на вокзале свою любимую, провожая в Киев, Ростислав. Поэт отошел в вечность 8 марта 1995 года… С того момента в его квартире все часы показывают одинаковое время: 3:20. «Он умер, — говорит Неонила Николаевна, — и часы остановились». В большой комнате стоят и три засохших букетика ландышей (для жены, дочки и внучки), которые принес поэт в последний день своей жизни любимым женщинам к празднику.

* * *

Заслуженный журналист Украины Неонила Братунь-Шпакивская редактирует издания информационно-мемориального центра Ростислава Братуня «Перехрестя» — газету «Конвалевый наступ», которую издает на собственные средства. А сам центр «Перехрестя» основан пять лет назад. «Материалы, которые я здесь даю, — уникальные, — говорит Неонила Николаевна. — Они идут преимущественно от людей, которые знали Ростислава Андреевича. Публикую также его стихи и документальные фотографии, которые хранятся в домашнем архиве». На первой странице издания указано, что это мемориальная газета памяти украинских поэтов — Мыколы Шпака (отца Неонилы Николаевны), Ростислава Братуня и Ольги Колесниченко (внучки Ростислава Андреевича и Неонилы Николаевны, которая ушла из жизни в 2003 году).

В одной из комнат квартиры Братуней собраны многочисленные документы и фотографии, сборники произведений поэта, его личные вещи, реликвии национально-демократического движения, один из последних прижизненных портретов поэта работы Любомира Медведя.

И опять-таки вопрос: почему бы не выделить помещение для этого музея? Кстати, обращалась Неонила Николаевна к людям, когда-то близким к Ростиславу Андреевичу, которые сейчас работают в областной власти. И что? И ничего.

Хранится у вдовы Братуня и наш национальный флаг, который впервые вывесил на львовском доме Братуня перед его отъездом в Москву на съезд народных депутатов уже далекого 1989 года член «Товарищества Лева» Сашко Кривенко, будущий редактор «Post-Поступу».

Готовая к печати книга стихов и воспоминаний Ростислава Братуня, эпиграфом к которой стали его слова «Свобода — не сказочный первоцвет. Свобода — труд и песня, кровь и пот. Свобода — долг, который не оплатить, пока будешь мечтать и жить». «Говорили в областном совете, что, может, найдут какие-то деньги на издание… Были ли вечера памяти после смерти? Да, я проводила два вечера в филармонии. Ротару, Зинкевич, Шуневич, Дворский — есть кому представить творчество Ростислава Андреевича. Да и молодые исполнители кое-что из его песен охотно берут в репертуар. Жаль, что от власти не поступает предложений. Все — от меня и дочери. Сколько же можно выпрашивать? Противно».

Дочка Ростислава Андреевича и Неонилы Николаевны Наталья (третья женщина-дипломат в Украине) сейчас живет и работает в Киеве. Написала и издала «Откровенную книгу. Жизнь и поэзии Ольги Колесниченко (разговоры матери и дочки)». До недавнего времени была руководителем главной информационной службы президента Украины. «Моя Наталка старалась давать информацию объективно, за что и потеряла работу. Была безработной восемь месяцев. Не воспользовалась моим советом стать на учет на бирже труда… Сейчас работает в Дипломатической академии Украины. Похоже, жизнь ее в определенной степени повторяет жизнь отца», — говорит Неонила Николаевна Братунь.

* * *

Накануне Нового года депутаты Львовского облсовета обратились в Львовский горсовет с просьбой переименовать улицу Студенческую в улицу Ростислава Братуня и рассмотреть возможность установить в скверике на этой улице бюст поэта, а также присоединиться к организации и проведению мероприятий по поводу юбилея Ростислава Андреевича.

Татьяна Козырева

Газета «Зеркало недели» №1

2007