Статьи и эссе
Владимир Ивасюк: «Каждое произведение порождает во мне
мучительно-сладкую дрожь, и та дрожь делает сердце способным совершать добро»
4 марта одному из основателей и фундаторов современной украинской эстрады композитору
Володимиру Ивасюку исполнилось бы 60 лет
Песни Владимира Ивасюка, которые уже стали классикой украинской эстрады, абсолютно не кажутся архаикой — ни мелодиями, ни текстами, ни звучанием, ни духом. Они прошли проверку временем, а это свидетельствует, что будут вечными, как и фольклор вообще.
Развитие событий вокруг его гения был очень волнообразным — от замалчивания до общего
признания. Он был первенцем в семье Михаила и Софии
Ивасюков, дитем большой любви. Родился 4 марта 1949-го в городке Кицмане на Буковине — в крае, где
столетиями перекрещивались несколько культур и звучали украинские, еврейские, румынские песни. «Сын
ворвался всесильным властителем нам в сознание и на все горло кричит, что в повести нашей жизни
начинается новая сюжетная линия, что мы уже стали настоящей семьей, ведь детский вопль — это цемент,
который превращает семью в монолит, принуждает забывать все мелкое, несущественное в наших
взаимоотношениях, чтобы не мешало создавать из этого беспомощного крикуна Человека»
— так начинается
один из разделов книжки Михаила Григорьевича Ивасюка «Монолог перед лицом сына». Для него, человека,
который прошел сталинские лагеря, рождение ребенка знаменовало начало новой, счастливой жизни.
Мальчика назвали Владимиром — в честь отцовских любимых поэтов Сосюры и Самойленко.
У двухмесячного Володьки появилась няня Миля. «Своей семьи у нее не было, 45 лет
присматривала за нами, — рассказывает Галина Ивасюк, старшая Володина сестра.
— Мама работала учительницей русского и украинского языков. Вечерами проверяла груды
тетрадей. Папа был учителем французской, знал шесть иностранных языков. Он считал, что мама должна
больше посвящать времени детям и меньше — домашней работе. Но времени не было у обоих».
Уже на третьем году Володя проявил огромное внимание к музыке, с любопытством наблюдая за репетициями учительского хора, на которые его часто брали родители. В 1954 году Михаил Ивасюк вместе с другими жителями Кицманя добивается, чтобы в городке открыли музыкальную школу, и пятилетний Володя попадает в подготовительный класс филиала Черновицкой школы №1, где начинает овладевать скрипкой. Когда Володе исполнилось 12 лет, на свой гонорар за роман «Красные розы» отец купил ему старый австрийский рояль.
В 1956-м мальчишка пошел в первый класс средней школы. Чуть ли не сразу Володя проявил незаурядные способности к игре на скрипке. За это получает от земляков подарок — красивую настоящую немецкую скрипку. А после окончания шестого класса Володя вступает в Киевскую музыкальную школу для одаренных детей имени Н. Лысенко.
Трудолюбие Володи поражало всех: и родных, и знакомых. Из Киева приезжал домой с черной от скрипки шеей: играл по шесть–семь часов в сутки. Друзья сравнивали Ивасюка за его способность беспрерывно работать с… электростанцией. Учеба и изнурительная работа над собой, проживание в общежитии далеко от родителей отразились на здоровье подростка, и он, отличник, после первого семестра возвращается в Кицмань, где продолжает учебу в средней и музыкальной школе по классу фортепиано.
Как Ивасюк «демонтировал» памятник Ленину
В 1964-м Володя создает в школе ансамбль «Буковинка» и пишет для него свои песни, среди которых самая первая — «Колыбельная». Коллектив завоевывает победы на нескольких самодеятельных конкурсах, едет в Киев, где его тоже замечают… Вопреки занятию музыкой дела в школе шли прекрасно. Ему, одному из немногих, «светила» золотая медаль, если бы не досадный случай. Ивасюк с друзьями гуляли по парку, и кто-то из них решил закинуть картуз на гипсовый бюст Ленина, что и было сделано. Когда же ребята полезли снимать картуз, незакрепленный вождь вдруг упал с постамента и разбился. Все попадают в милицию, а вскоре открывают «дело Владимира Ивасюка» и стоит вопрос об исключении его из комсомола, изгнании из школы. В конце концов, скандал «замяли», но в аттестате появились «четверки» по истории СССР и обществоведению. Стать студентом ему тогда не судилось: кто-то сообщил о «деле»… Юноша выдерживает этот удар и продолжает борьбу за свое будущее. Он идет работать слесарем на завод «Легмаш». Когда профсоюзный деятель Леонид Мельник узнает, что Володя музыкант, то поручает ему создать и вести заводской хор. Вскоре этот хор начинает занимать ведущие места в смотрах художественной самодеятельности, на выступлениях ансамбля аккомпанирует сестра Володи Галя, хористы исполняют песни Володи.
Через год по рекомендации «Легмаша» вступает в Черновицкий мединститут. Он симпатичен всем, его сразу же избирают старостой группы, приглашают в оркестр народных инструментов «Трембита», в камерный оркестр мединститута. При всем том Володя никогда не забывал о семье, был чрезвычайно добрым сыном, чутким братом.
Купание в славе…
В новогоднюю ночь 1967-го в Выжнице родился ВИА «Смеричка» Левко Дутковского. Репетиции ансамбля в местном доме культуры длились до двух часов ночи. Как-то на одном из таких вечерних собраний появился юный Владимир Ивасюк, который привез показать Левку свои произведения. Так началась их сотрудничество. В «Смеричке» Владимира называли на французский манер — Вольдемаром, так как он неплохо знал французский язык и любил Джо Дассена и Жерара Филиппа.
После окончания третьего курса Володя начинает работать над песней «Червона рута». Хотя и до этого было много песен о загадочном зелье — руте-мяте, но именно «Червоной руте» Ивасюка судилось пленить столько сердец своими лиричностью и романтизмом. Когда Володя предложил показать «Червону руту» и «Водограй» в передаче Украинского телевидения «Камертон хорошего настроения», выяснилось, что некому исполнить женскую партию, поскольку все разъехались на летние каникулы. Тогда пригласили обладательницу замечательного сопрано, учительницу музыкальной школы №1 Елену Кузнецову, и вместе с ней Володя в течение двух недель давал жизнь новой песне. И вот 13 сентября 1970 года на Театральной площади Черновцов в присутствии тысяч черновчан и на глазах миллионной телезрительской аудитории явились замечательные песни — первый большой триумф молодого творца.
«В этот день пополудни Черновицкая телестудия вышла с прямой трансляцией на Украину передачи
«Камертон хорошего настроения»,
— рассказывает Елена Кузнецова. —
К счастью, та запись сохранилась в фондах телевидения. Что делалось, когда мы запели с Володей
Ивасюком! Как потом выяснилось, все те, кто присутствовал на Театральной площади Черновцов, а также
все телезрители этой передачи стали очевидцами рождения редчайшего таланта 21-летнего парня».
«Купание во славе дает возможность быть жестоким, привередливым, капризным,
прагматическим. И быть серьезным и ответственным, что всегда отличало Ивасюков,
— говорит младшая
сестра Володи Оксана. — В 21 год слава «Червоной руты» могла затмить все. Володя мог больше ничего не написать.
Но он смог придерживаться ответственности после популярности. Ему надо было учиться в консерватории,
отказаться от медицины и рисования, писания стихов и исполнения собственных песен. Композитор не мог
быть на все руки мастером, надо было в чем-то себе отказать».
Как-то Михаил Григорьевич спросил сына: «Зачем ты пишешь свои композиции? Что они тебе дают?». Юный композитор ответил отцу: «Каждое мое произведение, папа, порождает во мне мучительно-сладкую дрожь, которая обогащает мою духовную жизнь. Без него в душе была бы полнейшая пустота. Та дрожь делает сердце способным совершать добро в мире».
«Конечно, Володя работал над «Червоной рутой», как и
над всеми другими, целиком самостоятельно,
— вспоминал отец композитора. — Писалось ему
тяжело, буквально каждая строка выстрадана».
Какое же это счастье, что рукописи шедевров нетленны! Песни Ивасюка побеждают на многих конкурсах в СССР и за границей, позднее выходит диск-гигант, их берут в репертуар ведущие украинские певцы, поют от Камчатки до Черного моря.
Но здесь возникает одна проблема: автор — не член Союза композиторов, у него даже нет композиторского образования. Продолжая учиться в медицинском институте, Ивасюк вступает на подготовительный курс композиторского факультета консерватории в класс Анатолия Кос-Анатольского.
«Он мог бы быть первым и в мире»
Весной 1972 года начинается новый период в жизни Володи: он переезжает во Львов, где становится студентом подготовительного курса композиторского факультета Львовской консерватории и переводится на IV курс Львовского медицинского института. Расширяется круг творческих знакомств. И работа, неутомимая работа. Создает песни: «Я — твое крыло», «Два перстня», «Будто стаи птиц», «Баллада о мальвах». В скором времени состоялось еще одно важное событие: его песню «Баллада о двух скрипках» исполнила молодая певица София Ротару, которая уже была известна как победительница Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии за исполнение молдавских народных песен. Со временем она будет исполнять много произведений Ивасюка, а в 1974-м с «Водограем» станет лауреатом Международного конкурса эстрадной песни «Сопот–74». Именно тогда впервые на этом конкурсе прозвучала украинская песня. О Володе очень много писала польская пресса, переводила и печатала тексты его песен.
«Володя был моим композитором,
— признает София
Ротару. — Все песни, которые он писал, сразу же становились моими. Мне ничего не надо
было придумывать, все происходило само собой, словно эта мелодия жила во мне, была моей, и кто-то
просто затронул струны моей души, и они зазвучали».
Ему и дальше приходят письма из самых отдаленных городков и сел СССР — все хотят высказать свою большую и искреннюю благосклонность молодому таланту. Это прибавляет Владимиру еще большего воодушевления. В 1975-м пишет музыку к спектаклю по роману Олеся Гончара «Знаменоносцы» и завоевывает диплом первой степени. Однако, когда дело коснулось выдвижения кандидатуры Ивасюка на присуждение Шевченковской премии за спектакль, кто-то вычеркнул его фамилию. А потом… сгорели декорации к спектаклю.
«Чудесно помню то время. 1972-й год. Боже, какой то был незабываемый период! В
Черновицком госуниверситете снимал передачу, которую очень любил, — «Алло, мы ищем таланты!»,
—
говорит популярный телеведущий Александр Масляков. — Истинно
помню все и всех: колоритный фольклор, песни, костюмы, танцы, оптимизм. «Смеричка» начала 1970-х годов была популярнейший ансамблем в Советском
Союзе, а Володя Ивасюк — любимым композитором молодежи, он был чрезвычайно музыкальным, светлым
человеком. С ним было легко в общении. Припоминаю момент включения прямой трансляции передачи из
Черновцов на все государство, когда аж на 20 минут была смещена основная партийная программа
«Время». Вообще, такое было немыслимым в те времена. Нам дали возможность поработать до завершения
передачи. Если бы это было каким-то партийным мероприятием, скажем, репортаж с очередного съезда КПСС, то еще можно было бы как-то понять. А
здесь — музыкальная передача».
«Мне кажется, что с ним у нас были родственные души: как композитора, так и человека,
— вспоминал об Ивасюке его белорусский побратим Владимир
Мулявин. — «Песняры» были первыми исполнителями песни «У
судьбы своя весна» (стихи Юрия Рыбчинского), со временем
ее успешно спела Соня Ротару на Сопотском фестивале 1977 года.
Володя мог легко работать в любом жанре».
«Еще в начале 1970-х я тоже пел «Червону руту»,
—
говорит Вахтанг Кикабидзе. — Слова ее знаю от начала до конца. Эта песня взорвалась на
всесоюзной эстраде 1971-го. Слышу ее мысленно в исполнении «Ореры» уже столько десятилетий. А все
началось с того, что «Червону руту» Володи Ивасюка пели чуть ли не
во всех грузинских ресторанах, она звучала едва не из каждой грузинской форточки. Как же мог ее не
запеть? Песня стала хитом номер один сразу после исполнения ее на Центральном телевидении вашими
гуцулами Назарием Яремчуком и Василием Зинкевичем из ансамбля «Смеричка» (они были в красивой национальной одежде и пели божественно) и
самим Володей Ивасюком. Это уже позже кто-то мне сказал, что Ивасюк спел чисто случайно, поэтому был
одет официально. Кто-то попросил его помочь парням-коллегам, которые не имели музыкального
образования и впервые вышли на такой уровень. «Рута» пошла в народ
довольно быстро, всеми возможными средствами. Мне кто-то принес ее в записи на магнитофонной ленте.
«Орера» сделала свою аранжировку и пела ее каждый раз, когда проходили Дни культуры Украины в
Грузии».
«В это время, в 1970-е годы, я был рок-н-ролльным певцом и в таком стиле сделал «Червону руту», которая в первооснове и в замысле Ивасюка была
фольклорной,
— припоминает болгарский певец Бисер Киров. — Если в песне мелодия и слова
прекрасные, она может быть спетой от души каждым. И даже в разных стилях. На самом новом моем
компакте есть эта запись, и я горжусь этим».
А вот какие прекрасные слова принадлежат казахской певице Розе Рымбаевой: «Ваша страна
чрезвычайно красивая, со своей богатой историей. Для нас, азиатов, Украина ассоциируется с центром
Европы и центром культуры. Лишь теперь начинаю понимать, почему песенные шлягеры популярны на всех
языках. Ведь я еще школьницей столько песен пела из репертуара Сони
Ротару. Мне не повезло быть знакомой с вашим Владимиром Ивасюком, но в свое время я
пропагандировала «Червону руту» и «Водограй» в Азии».
Самые хорошие воспоминания о тех незабываемых временах и у Михаила Шуфутинского: «Много
лет назад даже исполнял украинские шлягеры: «Червону руту» Володи
Ивасюка и «Черемуху» Василия Михайлюка. Был период неслыханного
взлета украинской песни, их пел весь Союз. В 1970-х в любом ночном клубе, ресторане, кафе, на танцах
они звучали… Такие шедевры будут жить вечно».
Признательна Владимиру Ивасюку и молдавская певица Надежда Чепрага: «И я пела «Червону руту». Мы с Володей были знакомы, правда, виделись редко, в
основном на новогодних съемках. Разговоры были о том, что Володя просмотрит свой «загашник» и что-то
подберет для меня, но… не судилось. Хотя Ивасюка и до сих пор считаю гениально одаренным и
бесконечно талантливым человеком, которому удалось опередить время, и потому его песни будут звучать
всегда».
Вместе с всенародной любовью свое «внимание» демонстрировала и «родная» Коммунистическая партия. Секретарь парторганизации консерватории предлагает Владимиру написать заявление о вступлении в члены КПСС, дескать, так ему будет легче. Общественная жизнь продолжается.
В отличие от звезд современной эстрады, Володя Ивасюк ходил без охраны. Много кто мог остановить его среди города, поинтересоваться, над чем работает, и даже пригласить на кофе. Вместе с тем, его высокую профессиональность уважали везде. Молодой композитор из Украины шокировал столичную богему не только уникальными мелодиями и их аранжировками, а и господским, в лучшем понимании этого слова, отношением к коллегам: после премьеры песни приглашал всех музыкантов на фуршет, благодарил их за исполнение. Звали работать в Москву — отказался. Задумался разве что над предложением переехать в Киев, ближе к эстрадно-симфоническому оркестру Украинского телевидения и радио.
В 1978-м Володя побеждает на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов в Москве и получает дипломы II степени за «Сюиту-вариации для камерного оркестра» и «Балладу о Викторе Хара». Львовская комсомольская организация собирает документы для выдвижения Ивасюка на присуждение премии имени Н. Островского, его приглашают участвовать в работе жюри республиканского конкурса молодых исполнителей. Он дает интервью, о нем пишет пресса, его песни звучат на радио. Однако со спектаклем «Знаменоносцы» Ивасюк не попадает в число претендентов на премию имени Николая Островского. Об этом он узнает в Хмельницком, весной 1979-го. А когда 24 апреля возвращается во Львов, то после какого-то звонка-вызова в обод одевается, идет в консерваторию и больше не возвращается.
18 мая 1979 года тело Владимира Ивасюка нашли в военной зоне брюховичского леса, недалеко от Львова…
Скорбный май
Тот май навсегда войдет в историю месяцем скорби, тоски по Володе, который так рано простился с белым миром, и месяцем нашего национального стыда — композитора уже после смерти начали шельмовать, называть алкоголиком и даже сумасшедшим. Теперь не хочется и вспоминать, что май 1979-го был солнечно теплым, буйно-листным и розово-цветным. Но природа, вечная матушка природа, не осознавала, какая трагедия постигла певучую Украину — не стало ее соловушки.
«Интересно, что в тот момент, когда пропал Ивасюк, меня поздней весной 1979 года
познакомили с Билозиром, и песенное творчество продолжилось…
— говорит львовский поэт Богдан Стельмах. — Было бы очень интересно, как бы жили и творили
вместе Белозор и Ивасюк, какой бы тропой шли, как бы это отобразилось в национальной песне и
прибавилось к ней?..»
«Я часто ездил в Черновцы в 1970-х, потом во Львов к Володе,
— добавляет поэт-песенник
Юрий Рыбчинский. — Ивасюк не раз записывался в студиях
Киева. Здесь имел своих друзей. Жалею, что мы так мало написали. Как и все молодые люди, думали, что
если не сегодня, то завтра или послезавтра напишем что-то; ведь времени впереди так много, чего
спешить. Если говорить откровенно, мы больше занимались не творчеством, а разговорами,
развлечениями, как нормальные молодые люди. Это было время золотой юности, связанное с любовью,
развлечениями — наилучшие годы. В 1986 году я написал стихи «Памяти
Владимира Ивасюка», которые стали песней по просьбе Назария
Яремчука, незадолго до его смерти. Мелодию создал Геннадий Татарченко.
В терновом венке мелодий
Зачем уходишь в небеса?
На кого бросаешь, на кого,
Весенний наш песенный сад?
Заплачет мать в дикой тоске
И седым львом станет Львов.
На кого бросаешь ты друзей
И врагов, и врагов?
Ушел в синее небо он,
Мой брат по судьбе и по крови.
И стонет зверь, грустит зверь
В душе и в музыке, и в слове.
Без тебя не цветет апрель,
Без тебя — лето, как зима.
Скажи мне, на том свете
Есть Украина ли нет?
«Не будет преувеличением утверждение, что песни Владимира Ивасюка — это в самом деле
пособие, школа для каждого певца,
— считает Василий Зинкевич. — Это
— самого сердца музыка. Десятки исполнителей вырастали с музыкой Ивасюка, и я признателен судьбе,
что учился петь и стал певцом на его песнях. И уже с высоты собственного опыта могу уверенно
сказать, что Володя прав, когда говорил, что петь песню — мало просто петь ноты. Песню надо петь
сердцем, умом и, бесспорно, своей позицией — в жизни, в творчестве. Мы с его песнями — молодые. Он
сам имел прекрасный голос, вдохновенно и хорошо пел. Он любил своих исполнителей, своих певцов, хотя
никогда об этом не говорил. Мы считали это за честь и также относились к нему с особым уважением. У
него был талант цементировать вокруг себя единомышленников. Это никого не обижало, хотя мы и были
почти ровесниками. Его звезда светит нам сегодня. Ее будут видеть, ее теплом будут согреваться, на
этот свет будут идти и наши потомки».
Михаил Маслий
Газета «Свобода» №№18, 19
2009