Статьи и эссе
Ивасюк пришел из воспоминаний
В эти мартовские юбилейные для Владимира Ивасюка дни (лишь вдумаемся: 4 марта ему могло бы исполниться 60) родные сестры композитора Галина и Оксана — как две горлицы, стараются как можно больше облететь-обнять тех, кто знал Владимира при жизни, кто помогал расцвести красной руте его таланта, кто и ныне бережет память о буковинском самородке, чтобы передать ее потомкам.
Галина и Оксана — Ивасюки, хотя замужние, для украинцев прежде всего остаются сестрами неповторимо талантливого Володи, который так рано и трагически ушел от нас, и все же столько сделал незабываемого… Тернопольцы на анонсированную встречу ждали обеих — и Галину, и Оксану. В областном краеведческом музее к этому мероприятию открыли выставку… К сожалению, из-за недомогания младшая сестра, Оксана, в Тернополь не приехала. Род Ивасюков представляли Галина (Ивасюк-Крыса) и ее муж, фотохудожник Любомир Крыса — он привез презентовать собственную книгу о незабываемом авторе «Червоной руты» «Вернись из воспоминаний…».
Пока помнят — будет жить
— Немного с опозданием в эти дни в Тернополь пришел к нам Володя Ивасюк, — после фрагмента магнитофонной записи голоса композитора начал вечер-воспоминание известный тернопольский журналист и ценитель искусства Михаил Маслий, который, собственно, и организовал встречу родственников композитора и тернопольцев. — Так сложилось, что в нашем городе Владимир Ивасюк бывал разве что проездом. Хотя нельзя сказать, что Тернополь абсолютно не касается жизни и творчества Ивасюка: сегодня здесь живут и работают люди, которые помогли ему состояться как творцу. Есть много учеников его отца, одаренного писателя и преподавателя Черновицкого университета — Михаила Ивасюка, а сам Володя часто бывал в Касперивцах Залищицкого района, восхищался красотой тамошней живописной природы. В ближайшее время — приблизительно через полгода — увидит мир моя книга «Золотой век украинской эстрады» — своеобразная энциклопедия, которая охватывает творческие биографии 140 выдающихся творческих людей Украины. Чуть ли не наибольший ее раздел посвящен именно Владимиру Ивасюку. И когда говорят, что это, возможно, многовато, я отвечаю: «Много Ивасюка не бывает! Люди, разве же он виновен, что сделал так много?!» Я признателен Богу и судьбе, которая свела меня с дружной семьей Ивасюков. Благодарю их, что нашли время, чтобы посетить Тернополь, и вместе с ними в наш город возвращается и Владимир Ивасюк.
Родственники Ивасюка не скрывали потрясения от щемящего момента встречи. Ощущалось, что упоминание о Владимире, пусть даже через столько лет, даются им нелегко, нерв памяти обнаженный и до сих пор больно пульсирует, а ум и сердце категорически отказываются верить в официальную версию — о самоубийстве.
Есть люди, а есть… изверги
Начали с приятного: недавно увидело мир нарядное издание — фотоальбом на 330 страниц, куда вошли фото и художественные работы Ивасюка (оказывается, он владел еще и незаурядными малярными задатками), его письма, воспоминания сестер о брате и, конечно ж, отрывки из записей отца, Михаила Григорьевича — кто же лучше, чем он, мог рассказать о Володе… Господин Любомир рассказал, как долго, в мучениях, рождался альбом, который посвятил, к слову, Софии и Михаилу Ивасюкам — родителям композитора:
— Замысел возник через несколько лет после смерти Володи, только лишь немного опомнились. Знаете, он был таким оптимистом, так любил жизнь, а чтобы уйти из жизни самому — это величайшая глупость. Не могло быть такого! Создавал я альбом на протяжении нескольких лет. И к 50-летию со дня рождения Володи фактически был готовым к печати. Но издательство, которое взялось за его выпуск, внезапно обанкротилось. Арестовали технику, компьютеры. Так одним махом пропало все наработанное — бесценный, собранный по крупинкам материал.
Восстанавливал материал Любомир Крыса уже полагаясь лишь на собственные силы и помощь сестер. К счастью, его идею своевременно поддержал наш земляк из Зборивщины — Степан Кубов. Правление банка, который он к тому времени возглавлял, сделало, казалось бы, невозможное — профинансировало печать.
Но вопреки искренним и бескорыстным благодетелям, рассказали родные Владимира Ивасюка, попадаются на их пути и люди, готовые отдать на растерзание, запятнать память о композиторе.
— До сих пор продолжаются страшные информационные войны вокруг факта его смерти, — делится наболевшем Любомир Крыса. — В частности, недавний фильм, который был показан на «Интере» («Идеальное убийство»), не согласуясь с названием, сводился к тому, что Ивасюк покончил жизнь самоубийством. И еще на ICTV показали сюжет — из серии «Журналистское расследование». В самом деле, к нам с Галиной в последнее время, накануне юбилея, много журналистов приезжало, мы старались всем уделить внимание, буквально с ног падали. Ведь это трудная работа — давать интервью, тем более, о человеке, которого хорошо знал. А тебе стараются прекословить, пересказывать слухи, задавать провокативные вопросы. Тот тележурналист в результате полностью «перекроил» интервью Галины, вставил какие-то комментарии, что, дескать, Володя был «алкоголиком», «наркоманом». Очевидно, на распространение через средства массовой информации таких страшных вещей есть заказчики и находятся исполнители. Скоро будет 30 лет, как нет с нами Володи, а его смерть до сих пор им покоя не дает. Когда Президент присвоил Владимиру звание Героя Украины, страшная буря недовольства поднялась. И это среди тех, кто ни разу не видел Володи, никогда не знал ни его, ни его творчества!..
«Он мог очень много дать…»
— Я с Володей познакомился, когда он переехал во Львов, в 1972 году, — по просьбе журналистов поделился личными впечатлениями от знакомства с Ивасюком-композитором Любомир Крыса. — До того видел его по телевизору и представлял себе немного другим. Но первое, что поразило при разговоре, — его эрудированность. Он все знал, и вдобавок основательно, — просто как ходячая энциклопедия. Отец Володи имел огромную библиотеку, так парень до 20 лет, оказывается, трижды (!) перечитал ее. Второе, что поразило меня, — это доброжелательность Ивасюка. Он был неразговорчивым, не сразу раскрывался. Но если кого-то узнал и причислил к своим друзьям, то мог очень много дать этому человеку.
— Я очень растрогана приглашением на эту встречу и презентацию книжки, — сказала тернопольцам Галина Ивасюк-Крыса, сестра Владимира Ивасюка. — Наверно, нет ничего прекраснее, чем те наши западные регионы — уголки Тернопольщины, Ивано-Франковщины, Буковины. Живя в Черновцах, мы именно здесь чаще всего и оборачивались. Когда Володе было 10–11 лет, наш отец впервые повез его в Залищики — показать замечательные виды, скалы, тот паром, который курсировал по Днестру, и таинственный мужской монастырь. Со временем мы еще не раз наведывались и в монастырь, и в Залищики. Со временем открыли для себя еще и Касперивцы — прекрасные виды и отдых там запомнились навсегда.
Я порой шучу, что мы полукровки: наша мать из степной Украины, а отец — коренной буковинец. Родители были педагогами, со временем отец стал еще и научным работником, мощным фольклористом. И если мама воспитывала мужество, порядочность, выносливость, широту натуры, то отец лелеял любовь к жизни.
Более чем двухчасовое общение родных Владимира Ивасюка с тернопольцами завершилось подношением цветов гостям, фотографиями на память, автографами на альбомах (кстати, специально для желающих приобрести их несколько экземпляров оставили в краеведческом музее) и обещаниями работников музея расширить экспозицию о Владимире Ивасюке к его майскому юбилею — трагической смерти.
Галина Коверко
Газета «Свобода» №22
2009