Статьи и эссе

Левко Дутковский — творец «Смерички»

Выжницкий период — с 25 августа 1966 г. по 31 марта 1973 г.

Биг-бит группа «Смеричка»

Вокально-инструментальный ансамбль «Смеричка»! Наверное не было среди молодежи и людей старшего поколения всего СССР да и за его пределами таких, которые бы в конце 60-х – в начале 70-х годов прошлого столетия не слышали об этом ансамбле и не слушали его музыки и песен. Он мощным вихрем ворвался с популярными украинскими эстрадными песнями не только на областные и республиканские сцены, но и на московскую.

Автору этой статьи посчастливилось быть свидетелем зарождения ансамбля и его триумфальных выступлений, которые радостно воспринимала публика. Я работал тогда в г. Выжнице директором школы интерната, выпускником которой был незабываемый Назаий Яремчук, который со временем стал народным артистом Украины, лауреатом Национальной премии имени Т. Г. Шевченко. Помню почти всех участников ансамбля. Прежде всего, энтузиастов «Смерички» — соло-гитариста и саксофониста Александра Шкляра, исполнителей на духовых инструментах Валерия Бурмича и Леонида Сиренко, — студентов Выжницкого училища прикладного искусства (ВУПИ) ударника Юрия Шорина, певца и гитариста Алексея Гончарука, баса-гитариста Виктора Музычко, одаренного природой богатыми талантами Василия Зинкевича. Сегодня мало кто знает, что до того, как В. Зинкевич начал выступать, как певец, он был участником, а со временем руководителем народного самодеятельного танцевального коллектива «Смеречина» при Выжницком дома культуры. Память сохранила и то, когда пришли на работу и учебу в Выжницу и Выжницкий район юные девушки Лидия Шевченко, Мария Исак, Мирослава Ежеленко, Раиса Хотымская, Мария Наголюк, Стела Фрунзе, Неля Чабанова, Зоя Маслова, студентки ВУПИ Одарка Джурумия, Галина Мокрецова, известный буковинский спортсмен и певец Владимир Матвиевский — будущие участники «Смерички», которые владели чрезвычайно волшебными, звонкими голосами. Куда там до них сегодняшним «фонограммным звездам». Да и сам организатор и руководитель «Смерички» стройный, худой, энергичный двадцатитрехлетний юноша Левко Дутковский, который после окончания Мукачевского музыкально-педагогического училища и службы в Армии пришел в Выжницу, имел вид восемнадцатилетнего. То же можно сказать и о первом модельере эстрадных стилизованных костюмов для участников «Смерички», верного спутника и помощника Левка — Аллу Дутковскую, чрезвычайно скромную студентку Выжницкого училища прикладного искусства.

Всех их объединяла любовь к песне и музыке.

С того времени прошли десятилетия. Нюансы тогдашней культурной жизни стали забываться, а иногда и умышленно замалчиваться. Ныне старшее поколение не всегда верно воссоздает историю создания и деятельности «Смерички». Даже в солидных публикациях по этому поводу случаются перекручивания и ошибочные утверждения. Современная же молодежь вообще не имеет представления о тогдашних эстрадных коллективах. Для тех, кому сегодня 15–20, которые не воображают себя без современной электронной музыки, зарождение первых ансамблей с использованием электроинструментов стало далекой историей.

Цель этой публикации воссоздать достоверную историю создания самобытным музыкантом и композитором Левком Дутковским вокально-инструментального ансамбля «Смеричка», чтобы молодое поколение знало, в каких нелегких условиях создавался один из первых в СССР ансамбль электромузыки, который, использовав элементы поп и рок музыки и украинского фольклора, начал на Украине новую музыкальную волну. В Англии, в г. Ливерпуль родился «Биттлз», а у нас на Украине, в прикарпатском городке Выжница родился свой «Биттлз» — популярная «Смеричка».

В 60-е годы прошедшего столетия на Западе резко выросла технизация музыки, возникли электроинструменты, микрофонно-усилительная аппаратура. Они обусловили изменения в музыкальной партитуре, в стиле разных музыкальных направлений, в количественном составе участников. Усилились функции ритмической группы, изменилась музыкальная фактура, мелодика, ритмика, гармония, манера исполнения. Возник новый музыкальный стиль биг-бит. (Бит (англ.) — удар).

В это время Украина в составе СССР была за «железным занавесом». Все прогрессивное замалчивалось, запрещалась пропаганда нового и в музыкальном эстрадном искусстве. В Украине действовали академические эстрадные коллективы и певцы, большие и малые джазовые оркестры, вокальные женские ансамбли, которые исполняли песни в стиле городского романса. В частности на Буковине существовали: большой джазовый эстрадный молодежный оркестр (ЭМО) Черновицкого университета, эстрадный ансамбль (джаз-квинтет) «Буковина» Черновицкой филармонии, вокальные женские ансамбли «Маричка» из Черновцов, «Мелодия» из Сокирян, «Подснежник» из Сторожинца, вокальный квартет «Буковинка» из Кицманя и др. Эти вокальные коллективы исполняли лирические песни под инструментальное сопровождение, которое в основном состояло из баяна — аккордеона, кларнета — саксофона, одной гитары и контрабаса.

В 1966 г. молодой музыкант Левко Дутковский, ломая стереотипы советской эстрады, создал при Выжницком районном Доме культуры ансамбль электромузыки, который состоял из трех электрогитар (соло, ритм и бас), ударных и электрооргана. Этот ансамбль он назвал «Смеричкой», т.е. всегда вечнозеленой Карпатской елью — символом красоты и молодости Карпатских гор. Новообразованный ансамбль начал играть в новом музыкальном стиле биг-бит.

Левко Дутковский начал объединять тогдашние ритмы, гармонию поп и рок музыки с народным гуцульским, буковинским, украинским мелосом и фольклором, вырабатывая таким образом свой собственный стиль. Ансамбль «Смеричка» быстро набрал популярность среди молодежи. На танцевальные вечера, которые проходили в Выжницком ДК съезжались почитатели из окружающих районов и из Черновцов, чтобы потанцевать модные танцы рок-н-ролл, твист, блюз, шейк. Выжницкий райком комсомола во главе с Феликсом Карчевским поддержал новое начинание, и потому молодежь чувствовала себя в Выжнице раскованно, свободно и без помощи власти сами поддерживали надлежащий порядок в Доме культуры.

Для концертной деятельности «Смерички», которая тщательно контролировалась властью, Левко Дутковский создал более скромную и компромиссную программу. Ее направление определяли в основном песни Л. Дутковского и несколько аранжированных им песен Василия Михайлюка и Александра Билаша. Программу обязательно должны были дополнять комсомольские патриотичные песни, которые Л. Дутковский аранжировал в своем «смеречанском» стиле.

Лидия Шевченко, первая солистка ансамбля «Смеричка» вспоминает:

«…Когда Левко организовал «Смеричку», мы были такие молодые, в самом деле похожие на Смерички. Я узнала на этой сцене, что такое песня…»

Новые исполнительская манера и музыкальный стиль нуждались в концертной деятельности «Смерички» и изменения внешних атрибутов — светового оформления, режиссуры, а также сценических костюмов. В 1967 году первые идеи в создании эстрадных сценических костюмов для «Смерички», где объединялись современные наряды и элементы народного костюма, начала Алла Дутковская — тогда еще ученица Выжницкого училища прикладного искусства, которая училась на отделении моделирования и конструирования одежды. Художница-модельер, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра Буковиноведения Черновицкого государственного университета М. В. Костышина писала:

«…Начало творческой деятельности А. Дутковской совпадает с рождением ростка буковинской эстрады — вокально-инструментального ансамбля «Смеричка» под руководством молодого талантливого композитора Левка Дутковского

Она стала первой на Буковине художницей по созданию эстрадной одежды по местным мотивам. Ее модели, отличаясь ярким своеобразием, заслуживают первоочередного внимания и популяризации…»

Так уж произошло, что путь «Смерички» не мог не пересечься с молодым Черновицким областным телевидением, которое оказывало содействие популяризации коллектива, а вместе с тем, песни ансамбля в будущем стали его визитной карточкой.

Первые звукозаписи биг-бит группы «Смеричка» осуществлял на телестудии талантливый звукорежиссер и музыкант Василий Стрихович. Он старался, экспериментируя на слабой по техническим возможностям телевизионной аппаратуре, качественно записать ансамбль, который использовал электроинструменты в новом, тогда еще малоизвестном музыкальном стиле.

Уже первые телевизионные передачи при участии «Смерички», режиссерами которых были Василий Селезинка и Василий Стрихович, выходили прямым эфиром на Москву и Киев. Многомиллионная аудитория зрителей бывшего СССР познакомилась с ансамблем и была приятно поражена. Об этом свидетельствуют очень множество похвальных отзывов, которые приходили в адрес ансамбля «Смеричка». Правда, новаторские идеи Л. Дутковского не сразу были однозначно восприняты. По словам главного режиссера Черновицкого телевидения В. Селезинки какой-то зритель из Кубани в своем письме выражал неудовольствие песней «Снежинки падают», считал ее «чересчур модерной и написанной под влиянием чужого и вражеского Запада».

Новая музыкальная волна первых песен Л. Дутковского в исполнении «Смерички» и солистов Лидии Шевченко и Владимира Матвиевского в то время на Украине стала примером для подражания многим композиторам, певцам, музыкантам…

Весной 1968 года, подружившись с Левком Дутковским, юный Володя Ивасюк попробовал написать несколько песен в стиле «Смерички». Песни «Я пойду в далекие горы» ] и «Эхо твоих шагов» на стихи Владимира Вознюка удачно вписались в репертуар Выжницкого ансамбля.

Позже В. Ивасюк писал во Всесоюзном журнале «Кругозор»:

«…Своеобразный стиль исполнения и трактовка фольклора пленили меня, когда я впервые услышал ансамбль на сцене. В «Смеричку» я принес свои первые песни…»

В 1968 году в «Смеричку» пришла артистка Буковинского ансамбля песни и танца Черновицкой филармонии Мария Исак. В конце 1968 года, начал пробовать себя в пении Василий Зинкевич, тщательно и терпеливо учась в «вокальной школе» Л. Дутковского. А в ноябре 1969-го участником ансамбля стал юный, способный начинающий певец Назарий Яремчук. Приход новых участников поднял «Смеричку» на высшую ступень популярности. Конечно, это была большая работа, которая основывалась на энтузиазме, как участников «Смерички», так и руководителя Л. Дутковского, который с нуля учил играть на музыкальных инструментах подавляющее большинство музыкантов, расписывал и разучивал с ними партитуры песен, учил петь, работая над вокальной манерой. В то время «Смеричку» легко можно было узнать без объявления по радио и телевидению. Ансамбль со своей оригинальной манерой исполнения ярко отличался среди других подобных коллективов в Украине, делавших попытки копировать «Смеричку».

Участники «Смерички» вспоминают:

Александр Бродовинский, музыкант, участник ансамбля «Смеричка»:

«…Я был студентом музучилища. Мы часто принимали участие в официальных концертах. Впервые и увидел «Смеричку» на таком концерте. Не помню, что она исполняла, но это была свежая струя… «Смеричка» — это подвиг Левка. Хочу отдать дань огромного уважения за тот колоссальный труд, который Левко вложил в нас. Так надо было увлечь людей! Мы жили музыкой, пением. Репетиции — до 3-х, 4-х утра. Кое-кто даже не знал музыкальной грамоты — Левко их учил!..»

Мария Исак — солистка ансамбля «Смеричка»:

«…Успеха «Смеричка» достигла благодаря основателю Л. Дутковскому, чрезвычайно энергичному, настойчивому человеку, до беспамятства влюбленному в свое дело. Это он научил петь Назария, меня, Василия, всех «смеречан»…»

В апреле 1970 года ансамбль «Смеричка» принимал участие в Республиканском фестивале-конкурсе самодеятельного искусства с песнями Л. Дутковского «Несравнимый мир красоты» (солист Н. Яремчук), «Желание» (солистка М. Исак), В. Михайлюка «Верба» (солистки Л. Шевченко и Р. Хотымская), В. Ивасюка «Я пойду в далекие горы» (солисты В. Зинкевич и Н. Яремчук). Оригинальные сценические стилизованные бело-красные эстрадные костюмы, изготовленные мастерицами Выжницкого быткомбината под управлением Раисы Обновленской и Елены Рахубовской по идеям и эскизам Аллы Дутковской и Василия Зинкевича, гармонично дополняли мелодичные песни «Смерички». Успех был огромный. Ансамбль «Смеричка», как победитель получил звание лауреата фестиваля самодеятельного искусства Украинской ССР с вручением Диплома первой степени и Большой Золотой медали, а ее руководитель получил Диплом первой степени и Золотую медаль. Это была огромная первая победа «Смерички», это было признание ансамбля. Сотни писем, паломнические экскурсии молодежи в Выжницу, чтобы хотя бы краем глаза увидеть самодеятельных артистов «Смерички». Ансамбль становится популярным в Украине. Московская фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает первую малую (миньон) пластинку «Смерички» с песнями Л. Дутковского «Ты приди синей ночью», «Желание», «Несравнимый мир» и песней В. Ивасюка «Милая моя» (солисты М. Исак, В. Зинкевич и Н. Яремчук). Летом 1970 «Смеричка» как победитель Республиканского телеконкурса принимает участие в заключительной телевизионной передаче в г. Одессе. Ее популярность все больше росла и ширилась. Но росла и недоброжелательная, а то и сокрушительная критика. «Смеричку» обвиняли в пропаганде буржуазно-националистической морали, не присущей советской молодежи. Ситуацию спас народный артист Украины, известный певец, глава правления Музыкально-хорового общества Украины Cергей Казак. Будучи главой жюри Республиканского фестиваля, он выступил на страницах журнала «Социалистическая культура» со статьей, в которой назвал ансамбль образцом украинской советской эстрады. Сергей Казак поддержал «Смеричку» и в своем докладе на пленуме творческих союзов в сессионном зале Верховного Совета УССР, где выступали также Олесь Гончар, Андрей Штогаренко, Наталья Ужвий, отметил:

«…Общество делает первые попытки таких эстрадных коллективов, которые бы служили образцом новой советской эстрады, способной отвечать на запросы времени и вкусов молодежи. Такими можно назвать молодежную «Смеричку» из Выжницы на Буковине…»

Весной 1970 года Владимир Ивасюк написал для «Смерички» песни «Червона рута» и «Водограй». С легкой руки Л. Дутковского они триумфально пошли в широкий мир. «Песенная фабрика» Левка сумела мастерски прочитать замысел композитора, донести песни до слушателя и так «раскрутить» их, что произведения стали чрезвычайно популярными.

Первое публичное исполнение ансамблем «Смеричка» песни «Червона рута» (солисты В. Зинкевич и Н. Яремчук) состоялось на сцене Черновицкой филармонии в октябре 1970 года во время творческого отчета областного союза композиторов. Черновицкая областная газета «Зорилей Буковиней» писала:

«…В последние годы все больше и больше говорят о молодом композиторе Л. Дутковском, ему принадлежит заслуга создания в Выжнице инструментально-вокального ансамбля «Смеричка», коллектива с большим будущим. Этот ансамбль постоянно пополняет свой репертуар произведениями Буковинских авторов. На этот раз он также выступил перед слушателями с тремя пьесами волшебной красоты: «Несравнимый мир», «Когда пройдет любовь» Л. Дутковского на слова А. Фартушняка и В. Григорака и «Червона рута» (сл. и муз. В. Ивасюка). Молодые композиторы Л. Дутковский и В. Ивасюк заслуживают искреннего «браво»…»

К сожалению, успешное выступление «Смерички» на отчете композиторов было омрачено острой критикой высоких гостей из Киева. Песни «Несравнимый мир», «Когда пройдет любовь» и «Червона рута» они назвали низкопробными западно-буржуазными песнями, игрушками из мыльных пузырьков на новогодней елке. Разочарованного Дутковского тогда успокоил большой почитатель «Смерички», который всегда помогал Выжницким артистам, защищал от произвола местной власти, секретарь Черновицкого обкома компартии, Алексей Гаврилюк.

— …После такой критики «Смеричка» с концертом в Румынию очевидно уже не поедет? — спросил Левко Гаврилюка.

— Поедете! У них свое мнение, у нас свое! — ответил Алексей Ефимович и свое слово сдержал. «Смеричка» съездила в Румынию, где успешно выступала во многих городах этой страны.

В то время Володя Ивасюк искренне писал Дутковскому, всячески успокаивая друга:

«…мне кажется что тов. Я… не увидел главного — ансамбль поет песни, которые имеют, если не железную связь с Буковинской музыкой и фольклором, то хотя бы построены на ее интонациях и имеют ее запах. Пусть он покажет нам такой же ансамбль, который бы мог похвалиться такой связью (в Украине). Я, по крайней мере, о таком не слышал. Песни твои молодежи нравятся, они — элегичные, музыкальные, оригинальные. Это не только мое мнение…»

Популярность песни «Червона рута» в исполнении «Смерички» в августе 1971 года побудили львовян Мирослава Скочеляса и Романа Олексива на создание телевизионной ленты «Червона рута». Звукорежиссером был Василий Стрихович с Черновицкого телевидения. Сюжет фильма простой — любовь молодого шахтера из Донетчины Бориса и карпатской девушки Оксаны. В роли Бориса выступил солист «Смерички» Василий Зинкевич, а в роли Оксаны — певица, преподаватель Черновицкого культурно-просветительского училища София Ротару. Вместе со «Смеричкой» в фильме снимались ВИА «Карпаты» из Черновцов, вокальный ансамбль «Росинка» и танцевальный коллектив из Ивано-Франковска, исполнительница популярных песен Раиса Кольца из Новоселицы.

Ансамбль «Смеричка» в телефильме исполнял песни В. Ивасюка: «Червона рута» и «Я пойду в далекие горы» (солисты В. Зинкевич и Н. Яремчук), «Водограй» (солисты М. Исак и Н. Яремчук); песни Л. Дутковского «В Карпатах ходит осень» (солистка С. Ротару), «Несравнимый мир красоты» и «Если пройдет любовь» (солист Н. Яремчук); песню В. Громцева «Оставленные цветы» (солист В. Зинкевич).

После съемок телефильма Л. Дутковскому предложили вместе со «Смеричкой» и Софией Ротару перейти на профессиональную сцену в Черновицкую филармонию. Левко, посоветовавшись с аматорами «Смерички», решил пока что оставаться в Выжнице и предложил Анатолию Евдокименко, мужу С. Ротару, создать свой ансамбль, назвав его, как и телефильм, «Червоной рутой».

В Черновицкой филармонии осенью 1971 года был создан ВИА «Червона рута» с солисткой С. Ротару. Взяв в основу своего репертуара популярные песни ансамбля «Смеричка», среди которых «В Карпатах ходит осень» Л. Дутковского, «Песня будет среди нас», «Водограй», «Червона рута» В. Ивасюка, «Оставленные цветы» В. Громцева и др., новообразованный вокально-инструментальный ансамбль поехал на гастроли завоевывать всесоюзного зрителя.

В 1971 году песня «Червона рута» в исполнении «Смерички» стала песней года. Центральное телевидение пригласило в Москву композитора Владимира Ивасюка, солистов «Смерички» Василия Зинкевича и Назария Яремчука исполнить песню в финальной телепередаче конкурса «Песня–71» под сопровождение оркестра Всесоюзного радио и телевидения (руководитель Ю. Силантьев).

В начале 1972 года «Смеричка» приняла участие во Всесоюзном телеконкурсе «Алло мы ищем таланты». Песня Л. Дутковского «Горянка» на слова Д. Леонтюка (солисты Н. Яремчук и В. Зинкевич) принесла победу ансамблю «Смеричка» в Москве. Позднее Всесоюзный журнал «Музыкальная жизнь» писал:

«…«Горянка» Л. Дутковского — фирменная песня «Смерички», она принесла в свое время самодеятельному ансамблю звание лауреата телевизионного конкурса, открыв ему дорогу на профессиональную эстраду. Написана она с большим темпераментом и мастерством и основывается на том же, главном для «Смерички», принципе — объединение народно-песенной мелодики с современными ритмами…»

В декабре этого же года Центральное телевидение пригласило ансамбль «Смеричка» на финальный телеконкурс «Песня–72» с песней Л. Дутковского «Несравнимый мир красоты». Но он считал, что песня В. Ивасюка «Водограй» в исполнении «Смерички» лучшая и более популярная. Поэтому в беседе настойчиво убедил редактора популярной телепередачи Виктора Черкасова, что песней года должен быть только «Водограй». В исполнении «Смерички» и солистов Мирославы Ежеленко и Назария Яремчука «Водограй» В. Ивасюка стал песней 1972 года. Газета «Комсомольское знамя» писала:

«…В Выжницу пришла телеграмма — «Смеричку» приглашали для участия в передаче Центрального телевидения «Песня–72». Была предложена и песня «Несравнимый мир» Левка Дутковского. Но ансамбль выступил с песней Владимира Ивасюка «Водограй». Дутковский был против того, чтобы исполнялась его песня. Считал, что «Водограй» лучшим. В этом он весь — Левко Дутковский, бессменный руководитель популярного коллектива…»

После записи телепередачи «Песня–72» в Москве «Смеричку» вместе с белорусскими «Песнярами» пригласили дать сольный концерт в Колонном зале Дома Союзов. Ведущими концерта были популярные дикторы ЦТ А. Шилова и В. Кириллов. Концерт прошел с огромным успехом. Москвичи искренне поздравляли два популярных ансамбля из Украины и Белоруси. А уже после концерта, во время дружеского ужина руководитель ансамбля «Песняры» Владимир Мулявин посоветовал Левку Дутковскому вместе с ансамблем «Смеричка» перейти на профессиональную сцену, так как самодеятельная сцена имела свои творческие и технические ограничения…

Заключительным аккордом самодеятельной Выжницкой «Смерички» было выступление в конце декабря 1972 года в г. Киеве вместе с ВИА «Червона рута» Черновицкой филармонии на празднике искусств, посвященному 50-летию образования СССР. Признательные киевляне бурными аплодисментами и громкими возгласами долго не отпускали артистов со сцены. Позднее Газета «Культура и жизнь» писала:

«…Свыше пятиста мастеров искусств и участников художественной самодеятельности выступили в отчетных концертах в столице Украины… От певучей семьи Вовчуков… до вокально-инструментальных ансамблей «Смеричка» из Выжницы и «Червона рута» Черновицкой областной филармонии. (София Ротару исполнила песни «Я люблю тебя Россия» Д. Тухманова, слова М. Ножкина и «Ты вернешься любимый» руководителя «Смерички» Левка Дутковского на слова Анатолия Фартушняка)… Впервые «Червону руту» и «Водограй» исполнил Выжницкий самодеятельный вокально-инструментальный ансамбль «Смеричка» под управлением Левка Дутковского. И на этот раз ансамбль и солисты Назарий Яремчук и Василий Зинкевич донесли в сердца слушателей лирический характер и искренность песен…»

После отчетного концерта в Киеве, творцы Черновицкой области были отмечены грамотами и званиями. Первый в Украине «Народный вокально-инструментальный ансамбль» — «Смеричка» был награжден «Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета УССР». Солист «Смерички» В. Зинкевич Грамотой Президиума Верховного Совета УССР. Черновицкое областное управление культуры, возглавляемое В. Королюком, также представило к почетному званию «Заслуженный деятель искусств УССР» руководителя «Смерички» Левка Дутковского. Но этого почетного звания ему не присвоили. Позже выяснилось, что этому оказали содействие завистливые «друзья-стукачи» и Выжницкая районная власть…

1 апреля 1973 года Левко Дутковский вместе со «Смеричкой» и солистами Василием Зинкевичем и Назарием Яремчуком, который перевелся в университете на заочное отделение, перешел на постоянную работу в Черновицкую областную филармонию.

Начался новый этап творческой жизни прославленного коллектива. Но это станет предметом будущего исследования.

Петр Брицкий