Статьи и эссе

Мой самый родной учитель…

Михаил Ивасюк с внуком

Говорят, лучше всего запоминаются рассказы и поучения в малом возрасте, когда ребенок наиболее любознательный. Хочется послушать не только народные сказки, но и рассказы о жизни, получить ответы на множество вопросов. Таким, как и большинство малышни, был я, и в своей памяти больше всего сохранил диалоги с дедушкой Михаилом.

Речь идет об известном писателе, общественном деятеле и родном дедушке Михаиле Григорьевиче Ивасюке. Этими днями Буковина отмечает 90-летие со дня его рождения. Научные работники, писатели, литераторы вспоминают об общении и совместной работе с писателем. О последнем десятилетии жизни Михаила Григорьевича имею право рассказывать, ведь родился я и вырос в доме по улице Маяковского, 40 — квартире семьи Ивасюков, а ныне — Мемориальном музее.

Дедушка Михаил был успешным и авторитетным человеком — коммуникабельным, требовательным к себе и другим и чрезвычайно трудолюбивым. Тем не менее, будучи таким, оставался особенно внимательным к семье. Работая по ночам, он всегда находил время поинтересоваться семейными бытовыми проблемами, моей учебой, дать совет, послушать, как у кого прошел день, какие планы на завтра.

По вечерам на кухне было всегда шумно и интересно, там велись дискуссии и диалоги о настоящем. Вспоминаю отца Виктора в разговорах с дедушкой за вечерним чаем, их беседа часто заканчивалась за полночь. Особенно в 1993–1994 годах такие разговоры были продолжительными, поскольку отец работал в городском совете, а дедушка хотел послушать о проблемах города и его жителей.

Дедушка Михаил чрезвычайно внимательно относился к жене Софие, которая была настоящей помощницей и первой, кто читала все последние романы, как и свежие международные литературные хроники и критику отечественной литературы. Уверен — семья всегда была настоящим источником энергии и утешения для него, а особенно после событий загадочного исчезновения и убийства моего дяди — композитора Владимира Ивасюка. По рассказам, это страшное несправедливое бедствие нанесло боль и унижение на много лет: боль, так как потеряли самое дорогое — родного сына, а унижение — так как многие люди тогда отреклись и отвернулись от семьи, имея такой высокий статус в обществе, семья стала в какой-то момент никому не нужна. До сих пор многие из них хвалятся «крепкой дружбой» с композитором…

Самое оскорбительное то, что дедушка знал правду о смерти Владимира Ивасюка, долгое время добивался справедливости. Ее знали и спецслужбы, и простые люди — Ивасюк-композитор стал неконтролируем советской системой, и просто популярнее ее. Люди не обсуждали партийные отчеты, а пели «Червону руту» и «Водограй». Его замучили при полной бездеятельности правоохранительных органов Львовщины. Лишь в 1988 году, через 9 лет, в журнале «Октябрь» (теперь «Звон») дедушка Михаил расскажет об этом в самой сентиментальной биографической повести «Монолог перед лицом сына». Из-за жестокости судьбы, это и есть, по мнению многих исследователей, самое известное его произведение (если не считать таким «произведением», самого композитора). Принципиально, именно благодаря дедушке, творчество моего дяди и его доброе имя не удалось оболгать, обвить мифами, он смог сохранить уникальные фото и аудио архивы, десятки ценных наработок Владимира Ивасюка. Именно благодаря настойчивости и терпению дедушки (10 лет не было разрешения), на Лычаковском кладбище в Львове на могиле композитора был установлен такой памятник, какой хотели видеть семья и друзья творца.

Всегда с волнением вспоминаю момент, когда в 1994 году в Киеве, на вручении Шевченковской премии композитору Ивасюку (посмертно), зал аплодировал стоя, а слов признательности, как и цветов, было множество. Думаю, дедушка, больше всего хотел тогда, чтобы на сцене стоял его сын. Вся страна увидела любовь и уважение тысяч приверженцев. Этот момент гордости за свою семью запомнился на всю жизнь.

Дедушка Михаил, читая много литературы, уделял внимание исследованию истории, культуре, краеведению и родному языку. Знаю, что по результатам многочисленных исторических экскурсов о прошлом нашей Родины и национально-освободительной борьбе украинского народа, позднее я принял решение учиться на историческом факультете нашего университета. В библиотеке Михаила Григорьевича были как сотни книг об истории и традиции больших стран, так и уникальные иностранные издания конца XIX столетия. Сказки в записях Михаила Ивасюка «Гул Карпат» были самыми любимыми, особенно, когда их читал сам собиратель. Вообще, все трое внуков — София, Владимир (оба живут в Львове) и я очень любили читать книжки из библиотеки Михаила Ивасюка. С самого детства в семье был культ книги, песни и музыки.

Вспоминается, как радовался дедушка Независимости Украины. Будучи европейцем по мировосприятию (а знание шести иностранных языков этому лишь подтверждение), он много рассказывал о Европе и о том, почему лозунг «назад к Европе» такой актуальный именно для Буковины. С такой любовью всегда рассказывал о путешествиях по Югославии, Румынии, Грузии и Бессарабии, где побывал в свое время и имел там множество знакомых. Михаил Григорьевич и как писатель, и как краевед, постоянно путешествовал по Украине, особенно по Крыму летом и по Карпатам зимой. Одно из последних его произведений — «Турнир королевских шутов» — высоко оценил историк Александр Масан именно за «верно воспроизведенную историческую действительность» и тщательное изучение архивных материалов, собранных путем многочисленных поездок по селам Буковины.

Дедушка был блестящим педагогом-практиком. Официально завершив преподавание в ЧНУ в 1987 году, он все свое свободное время посвящал беседам и консультациям со своими учениками. Как справедливо они замечают и сегодня, никто не оставался без совета и поддержки. Дедушка вечерами читал еще не напечатанные романы, научные статьи, публицистику многих литературоведов Буковины.

Вот таким запомнился мне дедушка Михаил. Не дожил немного до 80 лет, хотя его жизнь была преисполнена нелегких испытаний, несправедливости и подлости. Тем не менее, неисчерпаемая любовь к семье, родному краю, студентам, как и желание быть им полезным, победили все. Возможность общения и обучения у Михаила Ивасюка останется в моей памяти на всю жизнь.

Михаил Павлюк

Газета «Вечерние Черновцы» №47

2007