Статьи и эссе

Мода, которую сотворила Алла Дутковская

19 июня, год назад, отошла в вечность заслуженный деятель искусств Украины, модельер Алла Дутковская, которая первой в Украине начала изготовление сценические эстрадные костюмы, стилизованные на народной основе.

Алла Дутковская

Для обычных людей имя Аллы Дутковской, наверное, знакомо мало, а для кого-то и совсем неизвестно. Но когда говорят о таких личностях, как Владимир Ивасюк, София Ротару, Левко Дутковский, Василий Зинкевич и Назарий Яремчук, непременно надо вспоминать и Дутковскую. Ведь все вместе они создавали новое лицо украинской эстрады. Первые сценические костюмы для Софии Ротару и «Смерички», сделанные Аллой Борисисовной, ярко отличали певцов на фоне других эстрадных исполнителей. Хотя сама Дутковская всегда была на удивление скромным человеком. О своей работе не любила рассказывать: «Одно дело работать, другое — об этом говорить. Никогда не думаешь, что твоя работа через некоторое время кого-то заинтересует».

На свадьбе Левка и Аллы Дутковских пел хор под руководством автора легендарной «Черемшины»

Костюмы Аллы Дутковской

Учиться в Выжницкое училище прикладного искусства Алла Дутковская приехала в 1966 году. Ее, девушку из Винницы, в этом карпатском городке поразило все: виды, местные жители, их язык… А особенно — местная народная одежда (люди часто одевали на праздник вышитые рубашки, кептарики и носили тайстры). (Кептар — гуцульский жилет; тайстра — сумка, которую гуцулы носят через плечо. — Прим. ред.). Для буковинцев это было обычным явлением, а вот подольской девушке бросалась в глаза каждая деталь. Буковину она полюбила навсегда — край, который потом постоянно будет присутствовать ее работах.

Первый день нового, 1967, года стал для Аллы судьбоносным: она познакомилась со своим будущим мужем. Левко Дутковский — основатель известного ансамбля «Смеричка» — в то время был для Выжницы настоящим «королем музыки». Он только что создал биг-бит группу (одну из первых в Украине), которая среди молодежи пользовалась сумасшедшей популярностью. Послушать «Смеричку» приезжали ребята и девушки из соседних сел и даже из Черновцов. На танцах в Доме культуры группа исполняла преимущественно заграничные хиты. А накануне Нового года Дутковский написал свою первую песню «Снежинки падают». Ее дебют состоялся в Новогоднюю ночь. А уже на следующий день в фойе Дома культуры собралось еще больше молодежи. Среди нее была и Алла, которая пришла с одной из участниц «Смерички». Тогда Дутковский еще провел их бесплатно на танцы, обратив на Аллу особое внимание. А через несколько дней они познакомились ближе. Полюбили друг друга, и в 1968 году поженились. Ему было 25, а ей — 18.

Костюмы Аллы Дутковской

Народный артист Украины Левко Дутковский и ныне до наименьшей детали помнит их с Аллой свадьбу. Еще бы! Ведь тогдашний директор Выжницкого районного Дома культуры Галина Левина (именно она основала знаменитый на всю Украину народный ансамбль танца «Смеречина») устроила для Дутковских целое свадебное шоу, на которое шла смотреть вся Выжница. Лев Тарасович вспоминает:

— Это сегодня не проблема заказать на свадьбу лимузин или и даже самолет. А представьте себе: 60-е годы, маленький городок — и свадьба с таким размахом! Началось с того, что в мой родной поселок Куты, что неподалеку Выжницы, Левина прислала десять легковых машин. И вот свадебный кортеж с молодыми торжественно, через подвесной мост над Черемошем, направляется в Выжницу. Мы подъезжаем к Дому культуры, а там — тьма народа. Выйдя из машины, Алла всех ошеломила своим роскошным свадебным платьем, которое пошила себе собственными руками. Девушки не отводили от нее глаз! Дорожка, которая вела к входной двери, была застелена красным ковром, а по краям стояли пионеры и цветами посыпали наш путь. В это время на балконе играл духовой оркестр. А когда мы вошли в зал, для нас зазвучала свадебная народная песня «Стелись, барвинок» в исполнении самодеятельного хора из села Вашкивцы, которым руководил Василий Михайлюк, автор знаменитой песни «Черемшина». (К тому времени мы с Михайлюком были уже знакомы, «Смеричка» в репертуаре имела несколько его песен).

Свадьба завершилась большим банкетом в ресторане. Для молодой четы Дутковских это стало событием всей их жизни…

За платьем для Софии Ротару из Яремчи в Выжницу отправили Василия Зинкевича

Костюмы Аллы Дутковской

В 1970 году Дутковская оканчивала училище (отдел художественного моделирования и конструирование одежды) и готовила дипломный проект под названием «Концертный костюм для эстрадной певицы». Ее работа была высоко оценена, и вскоре, по решению государственной экзаменационной комиссии, отправлена на Всесоюзную выставку в Ленинград. Со временем платье будет демонстрироваться на многих выставках прикладного искусства как первый образец эстрадной стилизованной одежды для профессиональной сцены. А через год эта одежда станет первым сценическим костюмом Софии Ротару.

В 1971 году в Яремче снимался первый в Украине музыкальный фильм «Червона рута». Режиссер Роман Олексив на главные роли выбрал Софию Ротару и Василия Зинкевича. «Смеричка», которая тоже в полном составе была задействована в фильме, уже имела сценические костюмы. А когда встал вопрос, в чем же будет петь София, Дутковский сразу вспомнил о дипломном проекте жены. И тут же, посадив Зинкевича на такси, отправил его из Яремчи в Выжницу за костюмом для Ротару. Это в самом деле было какое-то знамение! Ведь привезенное платье словно специально было пошито для певицы — Дутковской не пришлось переделывать ни одной детали! (Хотя к этому Алла лично Софию не знала). Длинное красное платье с двумя белыми вставками и вышитым, стилизованным, кептариком, аппликацией и подвесками из жемчужин больше всего соответствовало характеру как самой Софии Ротару, так и ее песням, которые она исполняла в фильме. Сценический костюм с длинными, расширенными к низу рукавами, гармонично дополнял образ Софии, особенно же, когда она исполняла «Сизокрылая птица» и поднимала вверх руки.

В Яремче певица и модельер познакомились ближе. А в перерывах между съемками весь коллектив дружно праздновал день рождения Софии и Аллы (обе родились в августе). Так началась творческая дружба Софии Ротару и Аллы Дутковской. Теплые отношения они поддерживали все время. София Ротару однажды сказала: «Алла была хорошим человеком и отличным специалистом. О ней следует писать в газетах!»

Когда ансамбль «Червона рута», управляемый Анатолием Евдокименко, вышел на профессиональную сцену, для солистки Софии Ротару Дутковская создала длинное платье «Черешневая роща», орнамент которой напоминал карпатские пихты. А уже довольно ярко этнографические мотивы чувствуются в двух костюмах буковинского модельера — специально для участия Софии Ротару в концертах, посвященных «Олимпиаде–80». Одно из платьев было изготовлено из белого трикотажа, а ярким дополнением служил «цветок-рута», который краснел на обтянутом лифе.

Алла Дутковская не боялась экспериментировать, каждая следующая ее работа не была похожа на предыдущую. Она создавала новую моду и вместе с тем в современном костюме демонстрировала традиционную автентику. Так было и во время работы над комплектом костюмов для ВИА «Червона рута» и ее солистки Софии Ротару, когда ансамбль готовился к поездке в Канаду, где должен был презентовать эстрадное искусство всей Украины. Но уже тогда в костюме «Писанка» Алле Борисисовне пришлось соединить западноукраинские народные элементы с восточноукраинскими. Модель удалась чрезвычайно яркой, с множеством разнообразных деталей. Это было удлиненное белое платье, на котором люрексовой и красной нитями расшиты разнообразные ромбы и зигзаги. А маленький кептарик выложен желтыми перламутровыми блестками. Костюм завершали декоративные ленты в волосах артистки и красные бусы на шее. Как вспоминала потом сама София Ротару, во время концерта в Монреале зрители старались руками притронуться к этому чуду.

Костюмы Аллы Дутковской

В 1991 году в Москве должен был состояться юбилейный концерт «Цветы Софии Ротару», посвященный 20-летию ее творческой деятельности. И костюмы для обоих отделений певица доверила создать, конечно же, Дутковской.

Многие люди и до сегодня хорошо помнят то яркое платье, в котором Ротару появилась на главной сцене Москвы. Удлиненное белое шелковое платье с модным в то время двухъярусным подолом, с подчеркнутой линией бедер и лифом на бретелях. Кептароподобний блузон едва касался талии. Все платье расшито красными блестками. А красивым дополнением служили белые коротенькие туфельки с красной аппликацией. В этом платье София выступала в первом отделении, когда исполняла украинские эстрадные песни. Для второго Дутковская смоделировала короткий костюм из черной кожи в сочетании с металлической чеканкой, которая отвечает отдельным элементам одежды буковинцев горной местности. В тон были пошиты и сапожки.

Для известной артистки Дутковская создала более десятка моделей сценической одежды. Если речь шла о стилизованном костюме, Ротару ни к кому, кроме Аллы, не обращалась. Бывало, работая над костюмом, Алла Борисисовна по несколько дней пребывала в доме Софии Ротару в Ялте. Ведь мастерица прислушивалась к мнению самой певицы, учитывала ее пожелание. Вместе они подбирали ткань, дополнения, украшения… А шили костюмы по эскизам Дутковской не только на Буковине, а и в Львове, Киеве, Симферополе, Риге. Большинство идей Аллы Борисисовны воплощала известная буковинская мастерица Ольга Курик со своим коллективом. Ведь пошить сценическую одежду по модели Дутковской — дело сложное, особенно когда речь шла о ручной вышивке. Хотя и эскиз создать, по словам самой Аллы Борисисовны, не так просто. «Ты изучаешь репертуар певца, наблюдаешь за его темпераментом, поведением, замечаешь особенности внешнего вида», — сознавалась однажды она. И в этом плане у Дутковской особых трудностей не было. Ведь она лично знала и Софию Ротару, и Назария Яремчука, и Василия Зинкевича. Последний, кстати, и сам был хорошим модельером.

Солисты «Смерички», как и молодой композитор Владимир Ивасюк, обожествляли Аллу, считали ее идеалом женщины.

Во время выступления «Смерички» на концерте, посвященном Олимпиаде–80, на костюмах артистов засветились… мишки

Работа Аллы Дутковской над костюмами для «Смерички» — это отдельный этап ее творчества. Сумасшедшая популярность ансамбля в 70-х годах обязывала музыкантов выглядеть на сцене и безупречно, и неповторимо. Благодаря ярким сценическим костюмам «Смеричку» безошибочно отличали среди множества тогдашних ВИА.

В 1970 году в Черновцах должен был состояться республиканский фестиваль, приуроченный 100-летию со дня рождения Ленина. Пригласили и «Смеричку». К тому времени ее солистами уже были Назарий Яремчук и Василий Зинкевич. Для фестиваля ансамбль подготовил три произведения: «Несравнимый мир красоты» Дутковского, «Верба» Михайлюка и «Я пойду в далекие горы» Ивасюка. Но исполнение этих эстрадных песен, в которых ощущались фольклорные элементы, требовало и соответствующей сценической одежды — оригинальной, но вместе с тем с традиционной буковинской окраской. И за работу над костюмами взялась Алла Дутковская в соавторстве с солистом ансамбля Василием Зинкевичем, который тоже учился в Выжницком училище. Для девушек было смоделированы длинные белые платья, которые украшала красная аппликация из шерсти, имитировавшая ручную вышивку. А в костюмах солистов (с названием «Горянка») просматривались элементы гуцульского сардака. После выступления «Смерички» член жюри, народный артист Украины Сергей Казак сказал: «Если бы ансамбль в этой одежде прошелся по Крещатику, то завтра так одевалась бы половина киевлян».

В этих же костюмах «Смеричка» выступала в Москве на «Песне–71» и «Песне–72». А потом — и в популярной телепередаче «Алло, мы ищем таланты!», которую вел Александр Масляков, и которая тоже проходила в Москве.

В 1980 году «Смеричка» готовилась к концерту в Дворце «Украина», посвященном олимпиаде. В комплекте костюмов «Олимпийские» Алла Дутковская решила наиболее ярко продемонстрировать буковинскую принадлежность коллектива и вместе с тем придать какой-нибудь «олимпийский» элемент. Белые атласные костюмы вокалистов были расшиты зелеными, малиновыми и голубыми нитями, которые символизировали карпатские горы. А дополняла одежду аппликация в виде бархатного мишки (символа олимпиады). В его силуэт были вмонтированы маленькие лампочки, которые загорались во время выступления ансамбля. Зрители были в восторге от этой сказочной радуги!

В коллекции Дутковской есть и модели сценических костюмов для солисток ансамбля «Черемош» — Лидии и Аурики Ротару, солиста ВИА «Живая вода» Иво Бобула, балетной группы Заслуженного Буковинского ансамбля песни и танца. Над изготовлением костюмов для сестер Ротару Дутковская работала лично. В этой коллекции модельер сильный акцент сделала на обуви: пестрые плетеные носки, осовремененные лапти. А на белом фоне платьев радугой красок переливались местные цвета — зеленые, оранжевые, желто-красные.

Много лет, параллельно с моделированием одежды, Алла Дутковская преподавала в Черновицкой художественной школе. Немало ее учеников стало лауреатами международных выставок и конкурсов. Воспитанницы Дутковской мечтали стать модельерами повседневной одежды. А вот их наставницу, как она сама не раз признавалась, это не привлекало никогда. Она создавала для сцены. И не для славы, так как была на чудо скромным человеком. В 70-х годах, на пике популярности «Смерички», об ансамбле писало много газет. Тем не менее, Алла всегда просила своего мужа Левка ни при каких обстоятельствах не упоминать ее имени. Правда, однажды он не удержался. Однажды супруги были в гостях, а по телевизору как раз пела София Ротару. Дутковский восторженно воскликнул: «Смотрите, это же платье Аллы!» Дома жена обижено попросила: «Чтобы ты этого больше никогда не делал». Неподдельной скромности Аллы Левко Дутковский удивлялся и сам. И она всегда говорила: «Одно дело — работать, другое — об этом говорить. Никогда не думаешь, что твоя работа через некоторое время кого-то заинтересует».

Возможно, сегодня сценические костюмы модельера Аллы Дутковской кому-то покажутся неинтересными и устаревшими. Но их художественная ценность неоценима, так как своим новаторством в проектировании сценического костюма она осуществила настоящий бум в украинской эстраде. Несколько лет назад искусствовед Мира Костишина в книге «Украинский народный костюм Северной Буковины: традиции и современность» детально описала творчество художницы-модельера Аллы Дутковской, ее новизну в начинании и создании в Украине эстрадного сценического костюма, стилизованного на народной основе. Благодаря Костишиной люди больше узнали о талантливом буковинском модельере. А вскоре, в 1998 году, Дутковской было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины. Но кроме этого, Алла Борисисовна была еще и отличником образования Украины, на протяжении десяти лет преподавала в воскресной детской художественной школе при Свято-Николаевском соборе.

«И не звание главное, а память, — говорит Левко Дутковский. — Я хочу, чтобы люди помнили то, что делала Алла. Вернее, мы делали. Ведь это Бог так дал, что мы все — Володя Ивасюк, София Ротару, Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, я и Алла — встретились в одном месте и в одно время».

Алле Дутковской было 54 лет, когда ее не стало…

Наталья Фещук

Газета «Черновцы» №24

2005