Статьи и эссе
Язык песни — душа певца
Триединое творческое начало — эмоциональное, духовное и интеллектуальное — характеризует все без исключения песни Владимира Ивасюка.
«Степень интеллектуальности в поэзии,
— писал Василий Стус в статье «Будем искренни…»,
— это степень осведомленности с тем, о чем поэт пишет, степень
углубленности в объект, степень понимания связи этого объекта с кардинальными вопросами
жизни человека, народа, человечества… Приучите себя рассматривать мир как
произведение искусства, в котором надо отразить мировые явления».
Именно как «произведение искусства» представляет окружающий мир Владимир Ивасюк в своем песенном творчестве. Он побуждает каждого остановиться и залюбоваться красотой окружающего мира и призадуматься, как живем и так ли живем…
Объектом творческого анализа песен Владимира Ивасюка преимущественно является его собственная душа с миром наилучших юношеских увлечений и чувств, тревог и печалей, радости и грусти, сомнений и нерешительности.
В песенных текстах В. Ивасюка наблюдаем глубокий душевный драматизм молодого человека.
Певец сравнивает себя со странствующим музыкантом, прославляющим любовь, солнце, весну («Странствующий музыкант»):
Привет дорогам в родном крае
И небу, зовущему нас в звездолет,
Шелесту лесу, шепоту моря,
Людям и птицам — искренний привет!
Дорога творчества постоянно манит и зовет поэта. «Зазвенит дорога да беспокойством вдали мне,
вдали…» («Песня будет среди нас»), — и поэт отправляется…
Вечная дорогая, вечный поиск, вечный полет — вечного «странствующего музыканта». «Крыло
становится крылом только во время полета»
— этот афоризм часто любил повторять В. Ивасюк, —
вспоминают те, кто близко знал его. И еще вспомнились в связи с этим слова поэта и фантаста Олеся
Бердника: «Если птица поймет, что оно имеет крыла, ей уже не надо говорить, что делать с
крыльями…»
Владимир Ивасюк любил жизнь. Он всегда утверждал, что она прекрасна. И был убежден, что «мир
создан для того, чтобы в нем раздавалась музыка добра, мира, согласия между людьми»
(из воспоминаний
Софии Ротару).
Свои чувства поэт-песенник раскрывает через неповторимые тропы, стилистические фигуры, оригинальные синтаксические конструкции. Прежде всего, среди образных средств и приемов мы выделили бы метафорическую закодированность мысли, как это наблюдаем, например, в «Колыбельной для Оксаночки»:
Ветер уже нахмурил черные брови,
Сад затих до утра, присмирел.
Под крылом голубой любви
Спи, дитя, в дубраве снов.
Люли, ласточка, люли, радость,
Серебряный мой колокольчик.
Пусть твоя весна и в жизни, и в снах
Прозвенит ручейком.
Всюду покой, радио замолкло,
Птицы смотрят сны о небе в гнезде.
Звезды укрыли сиянием, будто шелком,
Золотую твою постель.
Программным произведением Владимира Ивасюка, бесспорно, является его «Червоная рута». Чары этого цветка, для многих неизвестного и не виданного в природе, затронули миллионы сердец слушателей и остались там навеки символом души Владимира Ивасюка, а также национальным символом Украины, как, скажем, калина и тополь, как Днепр и Карпаты. Сколько душевных порывов, сомнения, любви, таких близких каждому, в небольшом тексте песни: «Я без тебя все дни в плену у печали», «Ведь твоя красота — это чистая вода, это быстрая вода синих гор», «Ты признайся мне, откуда у тебя эти чары», «По забытым тропинкам ты приходишь ко мне». Все эти выражения звучат с одним значениям: «Я тебя люблю». Но высказанные иначе (сказать бы, прямо), они перестали бы быть поэзией. В песенном творчестве В. Ивасюка, певца чистой и верной любви, мы не найдем ни одной такой «прямой» строки. Вместо традиционных формул-признаний в любви Владимир Ивасюк воспевает словами:
Судьбой стань, милая,
Песней стань, милая,
И пусть ветренная осень
С дымными косами
В танце нас кружит,
Как пару птиц.
Или:
Я принес, Мария,
В глазах своих мечты,
Чтобы отдать их, любимая,
Словно подснежники ранние,
Тебе, несравненной,
Единственной тебе.
(«Аве, Мария»).
В письме к Богдану Гуре, соавтору по «Балладе о мальвах»,
В. Ивасюк в довольно толерантной форме делает замечание относительно текста его стихов: «Внимательно
прочитал «Я тебя люблю» и «Письма». Первый мне показался слишком «откровенным» в
своем постоянном повторении «Я тебя люблю», второй — мне понравился намного больше и, возможно, я
что-то сделаю за лето на это стихотворение».
Высокое образное слово (метафора, сравнение, эпитет) является тем основным инструментом, который касается самых скрытых струн души каждого человека. Возможно, это и есть феномен «Червоной руты», как и многих других его песен.
Интересны образные находки во многих текстах В. Ивасюка. Так в «Водограе» видим «ожерелье из капель воды искристой», которое мечтает подарить юноша свой любимой. Или еще — желание собрать звонкие источники и сделать из них цимбалы, чтобы они снова же играли его любимой девушке. Красоту Черемоша и чудо водопада-водограя воссоздает автор через игру слов, которые делают картину горного вида зримой, а игра воды сливается с водопадом-игрой душевных чувств поэта:
Ой водо-водо, играй, играй для нас, играй,
Танец свой бодрый ты не останавливай.
Обращаясь к водопаду, как к живому существу, он раздумывает:
Струны дает тебе каждая весна,
Звонкость дарит им осень ясная.
И мы сыграем на струнах тех —
Пусть разольют они радостный смех.
Популярность песен Ивасюка видим и в том, что они рассчитаны не на отдельного, не на конкретного адресата, а близки всем людям (молодым и старшим). Его песни исполняют мужчины и женщины, разрешая себе лишь видоизменить некоторые слова в тексте (типа «ты у меня одна» — «ты у меня один», «вошла в мои мечты» — «вошел в мои мечты»…).
Чувство к любимому человеку в песнях Владимира Ивасюка сливается с любовью к родному краю, где «катит волны наш Черемош», становится вообще неделимым в гамме настроений.
Такую же картину горной красоты видим и в песне «Я пойду в далекие горы» — родной сердцу вид «далеких гор», «широких долин», «кичер», «бескид», «ветра яров»… И снова — в объединении с красотой любви, так как для него любимая — это «света ясный цвет». Традиционные фольклорные выражения «карие глаза», «черные брови» символизируют красоту любимой: «Я узнал, где моя милая, карие глаза, черные брови». Несет юноша ей в подарок «весь голубой мир» в своих глазах…
«Словно стаи птиц, годы летят», размышляет поэт. И тут у него возникает одно желание — прислужиться родному народу, национальному и духовному развитию Украины своим творчеством:
Хочу я ручьем горным
Слиться с морем пламенным…
Ведь то море — чудо на земле,
Колышет белые корабли
(«Словно стаи птиц»).
И снова символ. Белые корабли — это знак его творчества. Как вечная и
недостижимая мечта человека. И еще — Зоря. Найти бы ее. Для поэта Владимира Ивасюка — это снова же
его песня, его песенное творчество. «Его жизнь — одно творчество,
— говорил о сыне отец Михаил Ивасюк на открытии конкурса «Червона рута» в Черновцах в 1989
году. — Он любил Украину, как девушку, он поднимал ее, как мечту».
Для него Украина была
высокой звездой, которую он воспевал в своей «Фантазии майских ночей».
Кредо души певца раскрывает и произведение «Моя песня», именно та, в которую верил Владимир, что она «будет всегда среди нас», что не даст расцвести среди нас «желтому цвету разлуки»:
«Возьми с собою мою песню — я в нее счастья напел», — обращается поэт к каждому из нас.
Песни Владимира Ивасюка, — это творчество «высокой духовной экологии» (по определению его побратима Василия Зинкевича). Отсюда и высокая чистота помыслов и чувств.
Скажем еще и еще раз, что его песни входят в золотой фонд современной украинской эстрады. Помните, что не деньги и не власть, а народ и время определяют настоящих народных любимцев. Высочайшая награда для гения — не звания, не титулы и не дипломы, а его честное и светлое имя. Владимир Ивасюк — украинский Орфей, талантливый композитор и поэт-песенник, известный в мире. Так пусть вечно живет душа певца среди нас.
Нина Гуйванюк
Книга «Владимир Ивасюк. Жизнь — как песня»
2003