Статьи и эссе

На вершинах эстрадной песни

Тридцать лет, которые прошли с времени появления «Червоной руты» и «Водограя» Ивасюка и других его песен, поставили перед исследователями важную проблему (к сожалению, не исследованную и сегодня) — определение критериев сверхвременной художественной ценности произведений и места композитора в музыкальном процессе той поры.

Это обусловлено многими причинами, в частности, и тем, что массовая песня, в жанре которой работал Владимир Ивасюк, скорее была предметом интереса публицистов и литературных критиков, чем специалистов-музыковедов. К этому в какой-то мере побудила развлекательная функция массовой песни, простота и доступность ее музыкального языка.

Характерной для эстрадной песни является официальная или личная потребность (такая, которая совпадает с типичными запросами) в той или другой теме. Ивасюк творил в рамках советской песни, важным признаком которой была его общественность, часто навязываемая творцу господствующей идеологией. Тем не менее, наибольшую популярность получали лирические песни, в частности, о любви.

Творчество Владимира Ивасюка также можно отнести по тематике к двум группам песен — общественным и интимным, однако соотношение их будет приблизительно 1:4, да и среди них не найти прославления партии или коммунизма. Так как общественные мотивы у него — это и лирико-драматическая «Баллада о мальвах», посвященная погибшим во время войны, и «Баллада о Викторе Хара» — чилийскому композитора и певца, уничтоженного хунтой Пиночета. Интимные же произведения представляют намного более интересный и разнообразный массив: о любви, природе, музыкальном творчестве. И хотя последняя группа — малочисленна, оригинальность композиторского решения тут несомненна.

Основой основ его принято считать украинский песенный фольклор. И это, в самом деле, так. Народную песню он слышал из уст родителей еще в колыбели, со временем, в школьные годы, обошел с отцом все окружающие села, записывая старинные буковинские песни. Уже в ранней юности наблюдал, как широко и уместно используют фольклор его старшие современники М. Скорик, И. Поклад, Л. Дутковский.

Владимир Ивасюк опирается на украинский народный мелос как в мелодике, так и в текстах. В частности, это обнаруживается в танцевальной жанровой основе припева песни «Водограй» (сл. В. Ивасюка), использовании мелодии с двумя опорными тонами квинтового соотношения в песне «Ой зацвела рожа» (слова народные). В песне «Даль» (сл. Д. Павличко) проступают некоторые черты думного эпоса — композиция из 3-х частей, декламационные интонации вокальной мелодии, подчинение музыкальных фраз смысловому поэтическому членению. Ярко проявляются элементы фольклора в инструментальном сопровождении; в «Дали» — элементы дорийского лада и гармоничного минора, в «Добро пожаловать» (сл. В. Ивасюка) — интонационные формулы гуцульского лада, в песнях «Я пойду в далекие горы» (сл. В. Ивасюка), «Пригласи на танец» (сл. Б. Стельмаха) — имитация игры на народных инструментах.

В поэтических текстах В. Ивасюк обращается к миру народной символики («Червона рута», «Два перстня»), параллельным сопоставлениям природных и человеческих явлений, оригинальному использованию народных эпитетов, сравнений, метафор, в конце-концов, пишет музыку на известный народный текст «Ой зацвела рожа». Но ярче всего — умение использовать и синтезировать фольклорные источники с современными ритмами он показал в песне «Червона рута», написанной в 1970 году.

Валентина Кузик эту песню охарактеризовала на страницах своей работы «Украинская советская лирическая песня»: «Со стороны композиционного построения (в основном секвенции) могут быть возражения относительно профессионального мастерства автора, но такого распространения, которое получило это произведение в нашей стране, в тот период не имела никакая другая песня из многочисленной лирической «продукции» наших мастеров».

На наш взгляд, одним из интереснейших достижений произведения является его композиция, а точнее, принцип построения мелодичной линии в припеве. Если вспомнить «Червону руту» в исполнении Софии Ротару, можно указать на акцентирование в припеве метрически сильных долей — первых долей такта:

Червону руту
Не шукай вечорами —
Ти у мене єдина.
Тільки ти, повір.

Анализируя в отдельности акцентированные звуки вокальной партии, увидим оригинальную мелодию-«надстройку», и, если бы не темп, мы без сомнения указали бы на его танцевальную жанровую основу.

Подобный принцип построения музыкального материала по аналогии с теорией метротектонизма Конюса, смысл которой — в выявлении более и менее важных тактов, назовем мелодикотектоничным.

Следует указать еще, по крайней мере, на две особенности «Червоной руты», которые затем встречаем и в других произведениях композитора, и поэтому можем оценить их как стилевой признак. Первая касается построения вокальной партии: если традиционно мелодичная линия в своих опорных точках строится на гармонических функциях, то у Ивасюка часто встречаем высотные соотношения. Возможно, именно поэтому он часто обращается к секвенции. Среди других произведений с указанной характеристикой назовем «Рождение дня» (сл. А. Дементьева), «Песня будет среди нас» (сл. В. Ивасюка), «Мир без тебя» (сл. В. Бабуха), «Словно стаи птиц» (сл. В. Ивасюка).

Вторая особенность — это синтез мелодии с поэтическим текстом. Композитор нашел музыкальный эквивалент интонации украинского языка, который чрезвычайно органично объединяется с эстрадными ритмоформулами, пришедшими из джаза — это двухсложное окончание фразы (ударение на первом слоге) при синкопированном ритме.

Образцы использования этого приема — в песнях «Добро пожаловать» (сл. В. Ивасюка), «Отлетали журавли» (сл. В. Миколайчука. Это основное выразительное средство в запеве к «Водограю».

Можно с уверенностью утверждать, что эти стилевые открытия являются серьезным взносом композитора Владимира Ивасюка в развитие украинской эстрадной песни 70-х годов XX столетия.

Но, конечно, это далеко не весь объем вопросов, которые возникают при попытке проанализировать и оценить взнос выдающегося творца в украинскую и мировую музыкальную культуру. Остаются неопределенными внутренне-жанровая классификация его песен, проблема взаимодействия собственного стиля с национальным и т. п. Для осмысления этого нужны более активные и глубокие исследования.

Вера Марищак

Книга «Владимир Ивасюк. Жизнь — как песня»

2003