Статьи и эссе
Навсегда — в Кицмане
Чем дальше светлый человек от нас, тем ярче он сияет.
…Тут он родился, провел детские и юношеские годы, закончил местную десятилетку, отсюда сделал первый шаг в бессмертие. Однако, одолев полувековую дистанцию времени и обернувшись с вершины сегодняшней славы маэстро к истокам необыкновенной судьбы, начинаем сознавать — еще очень мало, еще не разгадана энигма его многогранного таланта.
Я разговаривала со многими людьми, которые близко знали Володю. Стремилась отыскать хотя бы один из движителей его способностей. Ведь известно, что сам по себе Божий дар не приносит таких щедрых плодов, которыми пестрела творческая натура нашего земляка. Моими собеседниками были всяческие специалисты разного возраста. Но они удостоверили: в формировании и становлении мальчика незаурядную роль отыгрывал отец — писатель и учитель Михаил Ивасюк.
Взаимосвязь поколений — тема вечная и неисчерпаемая. К ней во все время обращаются научные работники, творцы. И каждый, пропустив очевидное сквозь призму своего внутреннего мира, старается постичь узлы противоречий: взрослые не стараются понять молодых, юные не стремятся понять старших. Если же рассмотреть эту проблему на фоне семьи Ивасюков, картина вырисовывается совсем другая.
Отец своим наблюдательным глазом проникал в поэтический мир сына, шел рядом по всем его жизненным тропам. Он старательно записывал каждое суждение подростка, умел видеть мир его глазами, их духовные миры были нераздельными. Не потому ли отцовская колыбельная, написанная сразу после рождения первенца, стала через 15 лет первым музыкальным произведением юного Ивасюка…
«Когда Володя подрос,
— рассказывает Елена Васильевна Цибульская, в прошлом директор
Кицманской средней школы, — Михаил Григорьевич начал беспокоиться
о создании в нашем городе детского музыкального учреждения. Он собрал от родителей заявления.
Комиссия устроила прослушивание учеников, которые желали учиться музыке. Володе тогда было всего
пять лет, но его тоже зачислили в подготовительный класс. В конце учебного года он вместе со всеми
принимал участие в академ-концерте. Чудесно играл и чрезвычайно галантно кланялся. Это стало
своеобразной рекламой. Родители, чьи дети еще не учились в музыкальной школе, были привлечены таким
очевидным успехом самого молодого ученика».
Учитель рисования Иван Григорьевич Палагнюк вспоминает: «Меня всегда поражало то, что Володя
с младших классов очень много читал.
— Как вам удалось привить сыну эту прекрасную привычку? — спросил когда-то его маму.
— Это была такая маленькая хитрость папы, — поделилась секретом пани София. — Он время от времени, словно ненароком, оставлял на столе книгу открытой на странице с самым интересным приключением. Володя заглянет и увлечется. А со временем уже и сам просил, чтобы ему дали почитать что-то необыкновенное.
Кстати, Михаил Григорьевич всегда брал сына с собой в походы, даже тогда, когда тот был совсем маленьким. Как-то в Карпатах, поднявшись на Говерлу, мы подошли к источнику, который является истоком реки Прут. Плеща в ладони, малыш бесстрашно ступил в ручей. Вдруг ножки скользнули по скользкому камню, и он плюхнулся в воду, намочив моряцкий костюмчик. Но при этом не испугался и не расплакался, а продолжал «исследовать» свой первый “водограй”.»
Позднее, в школьные годы, Владимир Ивасюк посещал кружок юных художников, которым я к тому
времени руководил,
— продолжает Иван Палагнюк. — Рисовал парень восторженно и с большой радостью.
Семиклассником он представил на выставку шесть мастерски выполненных акварельных работ по
произведениям Тараса Шевченко. Ровесники Володи утверждают: то, что он был чрезвычайно способным,
видели все. Но отец его никогда не полагался лишь на талант и заставлял сына регулярно и настойчиво
работать. После уроков, когда мы были свободными для всяческих игр и шалостей, Володя, как правило,
должен был заниматься игрой на скрипке. Это не выделяло его из нас как идеального и всегда
послушного. Иногда он тоже хитрил, спрашивая у родителей: «Можно мне пойти в свою комнату и там
тихонько играть?» Получив разрешение, плотно притворял за собою дверь и, воспользовавшись окном,
присоединялся к группе ровесников. А уже дальше фантазии хватало. Рядом был лес. По опушке пролегали
резиновые трубы, по которые подавалась вода в пожарную часть. Однажды ребята устроили там «фонтан» —
прокололи шланг и купались под прохладными струями. Правда, родители потом имели «цурис», ну и,
конечно, «новаторам» хорошо досталось.
Вообще, Володю любили в компании, ведь он был товарищеским и никогда не хвастался своими умениями. Как-то собрались все по поводу одной оказии. Кто-то из присутствующих спросил Володю: «А можешь сейчас сочинить что-то о нашей вечеринке?» Он обвел всех своим обычным улыбающимся взглядом и через несколько минут «выдал» слова и мелодию, удачно импровизируя.
Воспоминания. Воспоминания… Их немало у учителей, друзей, одноклассников, поклонников, родственников. А еще — в записях отца. Дневники Михаила Ивасюка со временем стали страницами «Монолога перед лицом сына». И в Кицмань вернулся, теперь уже навсегда, «мальчик со скрипкой в груди», который уверен, что отец не отдаст его самым могущественным королям ни за какие сокровища. Который знает птичий язык, выходит на крыльцо и отзывается к ласточке трепетным голосом: «Просили тебя и отец, и мама, и Галинка, и Миля, и я, чтобы ты пришла к нам в гости…» Который, понимая речитативы земноводных, удивляется: «Мамочка, там лягушка какая-то сказала: «Во-ва. Во-ва». Это она мне говорит?» Его беспокоят безмолвие месяца на небе, а на уроке музыки молчание отца, который сопровождает 5-летнего малыша в школу, но почему-то не встает при появлении учителя в классе и не поет вместе со всеми. В конце-концов догадавшись, что папа, наверное, только «домашний певец», будущий композитор просит купить ему скрипку. Если для скрипки нужно немного подрасти, то пусть будет аккордеон. Ничего, что в продаже нет маленьких инструментов. Большой тоже хорошо, ведь на него можно просто смотреть.
Фактически периодом жизни Владимира Ивасюка в Кицмане считается календарное время с 1949 по 1966 год. Но это не совсем так, ведь из нашего города он никогда не уезжал — искренние сердца его любили всегда, помнят и будут уважать вечно.
Ольга Савченко-Гнатюк
Книга «Владимир Ивасюк. Жизнь — как песня»
2003