Статьи и эссе

Неизвестный известный творец «Червоной руты»

4 марта композитору и исполнителю Владимиру Ивасюку исполнился бы 51 год.

Владимир Ивасюк

Сегодня имя композитора и исполнителя Владимира Ивасюка «довешивает» солидный перечень титулов и высочайших государственных наград. Так уж повелось у нас, что сильнее всего уважаем мертвых. Ведь при жизни творец «Червоной руты» — своеобразного запева украинской молодежи 70-х — не удостоился даже республиканской комсомольской премии. Звание ее лауреата, бесспорно, значительно облегчило бы молодому автору «пробивание» произведений на эстраду и в эфир.

Признание — не подтвержденное гербовыми печатями, а настоящее, всенародное — пришло к Владимиру еще в начале его стремительного творческого взлета. В семейном архиве семьи Ивасюков хранится экземпляр журнала «Украина» за май 1971 года, где по просьбе многочисленной читательской почты под заголовком «Песни синих гор» помещены ноты и текст «Червоной руты» и рассказ о ее первых исполнителях — ансамбль «Смеричка» под руководством Левка Дутковского из Выжницкого районного дома культуры. Особенность экземпляра в том, что на поле возле текста размашистым почерком по-украински написано: «Взволнован. Благодарю. Иван Козловский. 9 мая 1971 года».

А пути творцов сошлись на праздновании столетнего юбилея Василия Стефаника в Снятинщине. Очевидцы вспоминают, как почетный гость покутян — всемирно известный Иван Семенович Козловский во время концерта не выдержал и сам присоединился к певцам на сцене. А Володины произведения буквально приворожили великого почитателя украинской песни.

И разве одного лишь Козловского?! Песня из Буковины беспрепятственно преодолела межнациональные и межгосударственные барьеры и быстро получила приверженцев даже за океаном. В конце 80-х М. Г. Ивасюк получил бандероль с письмом от республиканского отделения ВААП: «Нам приятно высылать экземпляр ІІ тома сборника песен Вашего сына В. Ивасюка, который вышел в издательстве «Дума мьюзик» в обработке Олеся Кузишина». Солидное нью-йоркское издательство запланировало 6 выпусков с более чем 60 популярнейшими песнями Ивасюка. Сравниваешь эти прекрасно изданные на украинском и английском языке сборники со скромной книжечкой «Моя песня» с 13 вокальными произведениями, которая в 1988 году вышла в «Музыкальной Украине», — и грустно становится от такого сопоставления.

А давление на Ивасюка «жрецы» от культуры продолжили и после его смерти, стараясь, например, выхолостить программу Первого национального фестиваля «Червона рута», который состоялся в 1989 году в Черновцах.

Следует отдать должное активистам десятилетнего замалчивания композитора Ивасюка: им удалось-таки бросить тень на память об этой величественной фигуре. Даже запустили слух, словно слова знаменитой «Червоной руты» написал не Володя, а… его отец.

Но сохранился уникальный документ — черновик создания текста «Червоной руты», написанный Володиной рукой. Вот несколько первоначальных вариантов строф, которые в скором времени облетят мир:

Ти не смейся хоть раз,
Не говори, что забыла,

А вспомни то время,
Как ты мавкой была. (…)

Что ночами в лесах
Ты чар-зелье искала,

Что с ветрами, как птица,
Ты когда-то говорила. (…)

Вижу я тебя в снах
В дубравах зеленых.

По каким же тропинкам
Ты вернулась ко мне?

«Конечно, Володя работал над этой песней, как и над всеми другими, совершенно самостоятельно, — вспоминал отец композитора. — Писалось ему тяжело, буквально каждая строка выстрадана. Возможно, один раз и я дал дружеский совет. Припоминаю, у Володи сперва было: «В дубравах зеленых. По зеленым тропинкам…» Я обратил внимание, что дважды повторяется один и тот же цвет. Это, кажется, и все мое участие.»

Какое же счастье, что рукописи шедевров нетленны!

Сегодня мы заново открываем Ивасюка-композитора, Ивасюка-поэта. А еще ведь был Ивасюк-менестрель. В его письме к Ростиславу Братуню, автору текстов многих Володиных песен, находим: «Мы когда-то говорили относительно городского романса. Я чувствую, что мог бы написать что-то интересное на подобную тематику, даже признаюсь, что набросал несколько строк…»

Был, оказывается, и Ивасюк-актер, о чем свидетельствует телеграмма из Одесской киностудии об утверждении Володи на роль в фильме «Юлька». А в музее-квартире композитора экспонируется галерея оригинальных портретов кисти все того же Владимира Ивасюка.

Володины песни рождались спонтанно, иногда в самых неожиданных местах. Поэтому композитор вынужден был постоянно носить с собой портфель с черновиками произведений, над которыми работал. Известно, что последние дни его жизни были заполнены активной работой: и над партитурой кантаты на слова тогдашних украинских поэтов «Чувство единой семьи» на заказ Министерства культуры Украины, и над оперой «Дарина» на историческую тематику (оригинальное произведение из 30 песен-арий, рассчитанных на голос Софии Ротару), и над песней на слова львовского поэта Василия Мартынова, и над романсами (среди них — на слова черновицкого молдавского поэта Василе Левицки). Из всего этого духовного сокровища уцелела лишь часть кантаты — «Встречайте меня» на слова Р. Братуня, либретто на стихи Тычины, Рыльского. Остальные черновики произведений бесследно исчезли, так как найденный после трагической смерти Володи его портфель оказался пустым…

В условиях господствующей в 70–80-е атмосферы беспамятства и последовательного вытравливания в нашем сознании прекрасных имен деятелей национального возрождения, мы, казалось, должны были привыкнуть с потерями. Но нет! И одним из побудителей, которые не давали тогда нашим душам задремать, была — и остается — бессмертная муза Владимира Ивасюка.

Со словом о Владимире Ивасюке София Ротару, народная артистка СССР:

«В непринужденных беседах, которые проводились в кругу сподвижников, Владимир Ивасюк с гордостью делился тем, что вырос в том саду, где прошли детство и юность композитора, поэта, прозаика и драматурга Сидора Воробкевича. Мы слушали взволнованный рассказ и, будто видели, как над яблонями и травами Кицманского сада плыли Золотые Лодки Мелодий и орошали, словно Целебный Майский Дождь, Раненое Чуткостью Сердце Музыкального Володи. Он вышел из этого благословенного края певучей Буковинской земли в Шумный Мир, чтобы стать Весенним Парусом Волшебной Песни…» (1983 год)

Василий Зинкевич, народный артист Украины:

«…Так задумаемся над этим феноменом, над этим буковинским самородком, который стал воистину открытием нашей песенной беллетристики, нашей музыкальной культуры. Уже «Червоной руты» достаточно для аксиомного утверждения. Этот шедевр — символ выразительности, образности, полифоничности — стал в украинском песенном искусстве Чрезвычайным Событием, определив развитие композиторской мысли, обогащенной насыщенным импульсом. И не совсем правильно говорят, что Владимир Ивасюк стихийно ворвался в музыку, хотя «Червона рута», «Водограй» уже в момент появления перед широкой аудиторией молниеносно поразили, приворожили ее, стали питательным глотком свежего воздуха в вакууме, крепкими ростками, которые пробивались сквозь толстый слой асфальта. Они были далеко не первыми в творчестве молодого композитора. И от них, в самом деле первейших, написанных еще в школьную пору, он уверенно шагал вперед, бережно взвешивая каждое движение души, каждый образ. Шел, вместе с тем оставаясь возле благотворного источника фольклора, поэтому там, в сокровищницах культуры народа, вдохновенно искал и радостно находил всю правду и мудрость, искренность и обворожительность, которые и возвеличили Музу Владимира Ивасюка…» (1988 год)

Игорь Чеховский

Газета «Час 2000» №11

2000