Статьи и эссе

Ой в садочке калина цвела

Владимир Ивасюк-фольклорист — тема интересная и важная для изучения творческого наследства известного украинского композитора и поэта XX столетия.

От отца-матери, от буковинского рода перенял он уважительное отношение к родному слову, песне, легенде, сказке. Для него образцом была фольклористическая деятельность отца. Собственно, и первые свои записи народных песен Володя сделал от Михаила Ивасюка, который имел замечательный голос и вместе с женой Софией участвовал в учительском хоре. А такую знаменитую, которая со временем под пером Владимира развернулась в сюиту-вариации для камерного оркестра, песню «Сухая верба» юноша записал от дяди Дмитрия Ивасюка.

Собирать фольклор нелегко. Нужно поговорить с носителями фольклора, настроить их, установить доброжелательный контакт, ведь это преимущественно пожилые люди. Только хороший, с положительной аурой человек, снаружи и внутренне привлекательный, способен найти «ключик», который откроет душу человека, а он поделится самым сокровенным. Именно таким и был Владимир Ивасюк.

Подавляющее большинство записанных им песен раскрывает внутреннее состояние человека, передают его чувство и настроение. Фольклористы называют их лирическими песнями и условно разделяют на песни о любви, о женской судьбе, вдовины и сиротские, колыбельные. Понятно, что в записях молодого человека — В. Ивасюка — песни о любви количественно преобладают. Имеем в виду произведения: «И что мне с того…», «Ой в садочке калина цвела», «По садочку похаживаю», «Почему, конь, воду не пьешь», «Плывут гуси», «В долину, в долину», «Ой за рощей», «Седой конь», «Ой на горе два дубка» и др.

Взглянем внимательнее на Владимира Ивасюка — и мы, кроме вкусов его самого, заметим еще и характерные особенности характера буковинца.

Песню о несчастливой любви девушки «Ой в садочке калина цвела» записал в 1966 году от Ивана Лазаревича Ковблика из села Суховерхов Кицманского района. Юноша обращается к милой со словами «девушка-рыбка, любимая пташка», но сердце ее разбито от осознания: «теперь ты не мой, а я не твоя — лживая была присяга твоя». Характер произведения печальный, минорный, вызывает сочувствие к девушке.

Одним из наиболее распространенных в записанных В. Ивасюком песнях является мотив разлуки влюбленных из-за бракосочетания одного из них. И наибольшего драматизма он приобретает тогда, когда силой отдают дочь за немилого:

Моя старая мать
Должна уже умереть
И меня за нелюбимого
Хочет отдать.

Дай, Боже, чтобы я
Свадьбы не знала,
Чтобы на свадьбе
В веночке умерла.

Эту песню, которая передает тоску влюбленной девичьей души, Владимир услышал от отца.

Несчастливая любовь в центре внимания еще одной песни в записи В. Ивасюка — «По садочку похаживаю». Девушка не с тем, кого любила, «свои лета потратила […] не с тем, кого любила».

Есть в записной книжке композитора произведение от дяди Владимира, Дмитрия Ивасюка, «Буковина, Буковина!». Песня о разлуке юноши с родным краем и любимой девушкой — он вынужден ехать на заработки, эмигрировать:

Будь здоров, родной край,
Должен уехать.

Появление этой песни побудила, очевидно, эмиграция буковинских крестьян в Канаду на рубеже XІX–XX столетий.

Чтобы иметь оригинал произведения, В. Ивасюк-фольклорист сначала записывал песни на магнитофонную пленку. А уже со временем записывал слова и ноты в отдельности. Володю беспокоило, что мелодии песен могут исчезнуть, если их своевременно не зафиксировать. А это же сокровище, которое позарез надо сохранить. Жаль, что ввиду материальных трудностей до сих пор не изданы отдельной книгой материалы песенных записей Ивасюка. Но есть и люди, которым не равнодушно сделанное Владимиром. Вот и ансамбль бандуристок Черновицкого училища искусств им. Сидора Воробкевича под руководством заслуженного деятеля искусств Украины Раисы Кузьменко, в частности, создал отдельную концертную программу «Из-за Черемоша и Прута», составленную из песен, записанных Владимиром Ивасюком. И это — пример из многих подобных…

Приходится только жалеть, что Ивасюк не реализовался как собиратель песенного фольклора нашего края. Тем не менее, этот фольклор — что отрадно — присутствует в оригинальном песенном наследстве композитора.

А те записанные 168 образцов дают основание видеть Владимира Ивасюка в одном ряду с самыми уважаемыми буковинскими фольклористами — Юрием Федьковичем, Сидором Воробкевичем, Евгенией Ярошинской, Михаилом Пазяком, Авксентием Яковчуком. В конце концов, эта часть наследства Владимира Ивасюка ждет своих исследователей и своего издания.

Оксана Костюк

Книга «Владимир Ивасюк. Жизнь — как песня»

2003