Статьи и эссе
Оксана Ивасюк жила по соседству с Вацлавом Гавелом
Ее муж работает заместителем губернатора Буковины
Сестра покойного композитора Владимира Ивасюка — Оксана Ивасюк, 49 лет, в черновицком отеле «Буковина» встречает знакомых из Киева. Они приехали на фестиваль «Червоная рута».
— Нет-нет, без молока, — возражает официанту, который предлагает кофе.
Оксана руководит Черновицким институтом последипломного образования. Ее муж 52-летний Виктор Павлюк — первый заместитель губернатора. Был первым заместителем министра экономики в Крыму. Работал в Чехии в торгово-экономической миссии при украинском посольстве.
— Во власть Виктор пришел из науки, он физик. В 1991-м — в 33 года — стал в Черновцах городским главой. Хорошо разбирается в литературе. Из современников больше всего ценит творчество Оксаны Забужко и Тараса Унгуряна, своего одноклассника.
Оксана Ивасюк два года преподавала в Карловом университете в Праге.
— Меня пригласил выдающийся украинист Вацлав Жидлицкий. Рядом с нашим районом жил президент Вацлав Гавел. Гуляя, мы иногда видели его. В городке Старые Грады я нашла архив ректора Украинского вольного университета композитора Александра Колессы. А Виктор нашел 120 ценных писем Спиридона Черкасенко к Владимиру Дорошенко. В одном старинном замке можно было работать целую ночь. Однажды поехала без мужа и осталась там. Где-то в половину 12 ночи шла в комнату общежития, где должна была ночевать, но не могла попасть, потому что по замку летали летучие мыши. Никого уже не было, все ученые пошли спать. Звоню мужу, спрашиваю: что делать? А он говорит: ты или наукой занимайся, или летучих мышей бойся! Что-нибудь выбери.
— Музыкой занимаетесь?
— Слабенько играю на фортепиано. Володя со мной занимался, но я немного капризничала, потому что хотела с ним больше говорить, чем играть. У меня есть талант слышать мелодии, даже птиц и псов. Однажды на улице полночи гавкал пес. Я не спала — анализировала сквозь сон, где он берет фальшивую ноту.
В 1976-м Владимир Ивасюк писал с симфоническим оркестром музыкальное сопровождение для пластинки Софии Ротару.
— На две недели взял меня в Киев. Я ходила по музеям, гуляла. Потом приходила в Дом звукозаписи, приносила молоко в пакетах. Такие были пакеты треугольные, красные — и черный хлеб. Это была их еда на целый день. На 16-летие София Ротару подарила мне золотой кулончик в виде Льва.
— Много песен брат написал в Бердянске. Там жили две наши тетки, родные сестры мамы. Одну звали Мария Ивановна — тетя Маня, а вторая Евдокия Ивановна — тетя Дуня. Мама любила к ним приезжать. Отец написал там несколько романов, а Володя — множество песен. Меня отдавали туда на все каникулы.
— Что за колоритный дед на фотографии в вашем семейном музее-квартире в Черновцах?
— То дед, Григорий Ивасюк. Имел вредный характер, как и я, — смеется. — Ну, не вредный, а крепкий. Был селянином и большим патриотом. Во время Первой мировой войны воевал на фронтах Италии. Подорвал там здоровье.
— У вашего брата было много почитательниц. Почему он не женился?
— Он встречался с Людмилой Шкуркиной из Днепропетровска. Собирался жениться. Год назад Людмила умерла. Она была одноклассницей брата в Кицманской школе (райцентр в Черновицкой области. — «ГПУ»). Окончила театральный институт. Работала в театре в Днепропетровске, в последнее время — в Севастополе. Вышла за местного поэта, их сын стал киноактером. 80-летняя мать Людмилы живет в Черновцах. Она часто заходит в музей Володи.
Сестра Оксаны 57-летняя Галина Ивасюк, живет в Львове.
— Работает невропатологом. Ее ценят в Львове еще и потому, что не берет взяток, — улыбается. — Замужем за фотографом Любомиром Крысой. Играет на нескольких музыкальных Инструментах, любит джазовые импровизации. Ее дочь, Софийка Ковальская — филолог, а сын Владимир — врач.
— Володя любил делать хорошие подарки. Однажды принес мне французские парфюмы «Фиджи». В 15–16 лет это был неимоверный кайф. Я долго потом держала уже и пустую бутылочку. Из одежды привозил мне свитера. А еще любил покупать разные ткани, чтобы я сама себе что-то пошила.