Статьи и эссе

Соавтор «Червоной руты»
Василий Стрихович отмечает юбилей

С Василием Стриховичем

Вспоминаю, как впервые услышала «Червоную руту» по радио… Премьера песни состоялась в знаменитом «Камертоне хорошего настроения» 13 сентября 1970 года, но у меня тогда не было телевизора, и я не знала о существовании такой телепередачи: днем работала, вечером училась в университете. Даже не представляла о том, что делают во время эфира режиссер и звукорежиссер, как осуществляются аудиозаписи, как готовятся и выходят в эфир телепрограммы. Как и фамилию того, кто взял на себя смелость (без разрешения тогдашнего художественного совета) выпустить в эфир новую песню черновицкого студента-медика Владимира Ивасюка.

Сначала я попала на работу в областное радио, а впоследствии — и на Черновицкое телевидение. Работая на радио, услышала о Стриховиче. В городе о нем говорили с восторгом: «О, если Вася (теперь его называют уважительно — Василий Иванович) сделает передачу, то есть что смотреть в эфире!». Рассказывали, как он «заставил» петь самую лучшую артистку местного театра Аллу Шеремет, двигаясь по стволу сваленного дерева, как работал над выпуском передачи Центрального телевидения «Алло, мы ищем таланты!», как готовил для ЦТ знаменитую «Карусель» и многое другое. А еще ходили легенды о том, что Василий Стрихович настоящий ловелас. И когда он женился, то это стало событием для всего коллектива Черновицкого облтелерадиокомитета — наконец! Кстати, на той свадьбе гулял Ивасюк! Тогда Владимир уже переехал во Львов, но на свадьбу своего товарища и друга нашел время приехать.

Их дружба основывалась на большом уважении к таланту друг друга. В декабре 1966 года Жан Макаренко привел Володю Ивасюка на студию, чтобы помочь группе «Смеричка» записать в новогоднюю программу фонограмму песни «Снежинки падают», потому что Ивасюка сначала знали как хорошего певца. Запись, правда, тогда в эфир не попала — собрался с духом Зинкевич, вместо которого пел Ивасюк, но этот почти случайный визит стал для обоих эпохальным: уже через год Владимир принес на студию песню «Я пойду в далекие горы», которая была включена в программу «Камертон хорошего настроения» и прошла с большим успехом.

Когда весной 1971 года в журнале «Украина» напечатали ноты и текст песни «Червона рута», Ивасюк там, где отмечено «Слова и музыка В. Ивасюка», своим размашистым почерком дописал: «и В. Стриховича». Так композитор оценил вклад своего друга в собственное творчество. Еще бы: только Василий Стрихович умел делать замечательные аудиозаписи! Наверно, не только потому, что имел особое ощущение звучания, а еще и умел проникнуть в суть произведения, углубиться в него, умел почувствовать настоящее и дать ему раскрыться.

Недавно на одном мероприятии делился воспоминаниями заслуженный деятель искусств Игорь Курылив (в 1970-е годы — руководитель ансамбля «Опришки»): «Чтобы записать на одном микрофоне и нескольких микшерах так, как это делал Василий Иванович, нужно было иметь талант!», а писательница Галина Тарасюк, которая в те времена работала журналисткой молодежной газеты, утверждает, что «У Стриховича было 200% слуха!». Не знаю, двести ли, но слух он имел абсолютный, к нему всегда стояла очередь из молодых певцов и музыкантов, чтобы именно Василий сказал свое слово относительно творческих возможностей — стоит ли вообще записывать фонограмму.

Первая видеозапись на Черновицком телевидении появилась в 1976 году. Это были неуклюжие и, с точки зрения сегодняшнего дня, примитивные видеоаппараты, которые занимали достаточно большое помещение. Монтажа не было, запись нужно было осуществлять от начала и до конца, так сказать — на одном дыхании. Первая передача, записанная тогда, сейчас хранится в архиве, правда, в современном формате, — это музыкальная программа при участии С. Ротару. София Михайловна тогда уже жила и работала в Ялте, но от приглашения Стриховича, которого очень ценила за высокий профессионализм, не отказалась приехать в Черновцы.

В 1980-х на Украинском телевидении были две обязательные программы, которые должны были готовить областные телестудии: «Вы нам писали» и «Солнечные кларнеты». Первая — это было что-то наподобие московской «Утренней почты», но возможности, которые имели областные студии, конечно же, были несравнимы даже с возможностями Киева. А что уж говорить о певцах и музыкантах, которые дислоцировались в основном в столице! Хотя Черновцы имели одно преимущество — там жил Назарий Яремчук. Но ведь не будет же состоять программа только из песен Назария! Именно Стрихович выпустил в первый раз в эфир еще никому не известного Иво Бобула, и с песней Левка Дутковского «Если любишь — люби» — Александра Серова (кстати, Стрихович упрямо называл его «Сировым»). Он давал возможность молодым проявить себя и помогал им это сделать!

Когда московский режиссер Лариса Маслюк и оператор Геннадий Зубанов снимали свой знаменитый цикл «Времена года», приехали в Черновцы к Стриховичу и пригласили принять участие в съемках Софию Ротару, Василия Зинкевича, Назария Яремчука. А впоследствии — и в музыкальном фильме с участием Софии Ротару. Кстати, имя Василия Стриховича есть в титрах этих программ, как и многих других, выходивших в эфир Украинского и Центрального телевидения. Однако наиболее ценным для него (как и для всех нас) является первый украинский музыкальный фильм «Червоная рута», звукорежиссером которого был Василий.

В 1976 году, приехав к родителям в гости, Владимир Ивасюк, конечно же, пошел на Черновицкую студию к Стриховичу, чтобы показать ему свои новые песни. У него были с собой, как теперь говорят, «минусовки», а тогда — «оркестровые фонограммы». Стрихович за вечер записал в исполнении Владимира все новые песни. Прослушал, кое-что пошло в эфир. А впоследствии размагнитил. И жалеет об этом до сих пор! Тогда думалось, что впереди так много времени, что еще не раз Володя приедет, и они смогут сделать новые записи. А получилось так, что это было в последний раз…

Сорок лет Василий Стрихович работал на Черновицком областном телевидении. Благодаря его режиссерскому и звукорежиссерскому таланту появился не один десяток певцов, живущих не только в Украине, но и за ее пределами.

Сейчас Василию Ивановичу Стриховичу, заслуженному деятелю искусств Украины, исполняется 70 лет. Он будет праздновать юбилей в Буче под Киевом вместе со своей семьей. Но на коляду к нему обязательно приедут те, кому он помогал выбрать творческий путь. Потому что его вклад в развитие украинской эстрады неопровержимый и весомый. И немало людей помнят об этом.

Прасковья Нечаева

Газета «День» №236

23 декабря 2010