Статьи и эссе
Дело Ивасюка — снова в центре внимания. 30 лет спустя…
Двойная памятная дата этого года (60 лет со дня рождения и 30 лет со дня смерти выдающегося композитора Владимира Ивасюка) вызвала волну интереса к его необычной личности и загадочной и трагической смерти.
Документальные фильмы, многочисленные публикации, тот факт, что Генеральная прокуратура Украины 26 января 2009 года снова открыла дело об обстоятельствах смерти Ивасюка… Это произошло не только из-за массовых обращений семьи творца, его друзей, интеллигенции, а и благодаря вниманию политиков (!), в частности Президента… Не прошло и тридцати лет…
Телеканал «Интер» снял документальный фильм «Владимир Ивасюк. Идеальное убийство», в котором документалисты при помощи экспертов, криминалистов, суицидологов, историков, очевидцев и следователей, которые вели дело, пытались реконструировать события 30-летней давности и выяснить, было ли это самоубийство (официальная версия) или убийство, как считают семья и друзья композитора.
Впечатления фильм оставляет противоречивые. Многочисленные эксперты, которые с разных точек зрения рассматривают нюансы дела, комментарии семьи, разносторонняя трактовка фактов… Казалось бы, все разложено по полочкам — это или самоубийство, или идеальное убийство спецслужб, которые не оставили никаких следов, кроме косвенных необъясненных фактов, как вот: отсутствие следов на одежде Ивасюка, которые должны были бы быть, если бы он сам завязывал на ветке петлю. Но в то же время во время просмотра возникает множество вопросов, на которые авторы фильма словно и не пытались найти ответы.
В некоторые моменты теряется логика событий. Почему рассматривались только два варианта развития событий: самоубийство или политическое убийство? А версии, которые касаются чьей-то личной заинтересованности в смерти композитора, даже не упоминались. В частности то, что он был обеспеченным человеком и вроде бы одалживал кому-то деньги, имел конфликты и завистников в консерватории… Не вставал и вопрос, мог ли кто-то довести Ивасюка до самоубийства, за что в украинском законодательстве предусмотрена криминальная ответственность…
В фильме несколько раз возвращались к ситуации с часами Ивасюка, которые заводились не вручную, а от механического движения, как к загадочной и необъяснимой. В деле следствия указано, что часы на руке композитора остановились в 12:50 27 апреля, а журналисты «Интера» установили, что на фотографии вещественных доказательств, сделанной на месте смерти композитора, на часах — 17:40. Дату увидеть не удалось. Это дало им возможность допустить, что, возможно, кто-то пытался сфабриковать время смерти Ивасюка. Но факт этот можно объяснить вполне логически — если часы заводятся от механического движения, то они были просто обязаны начать идти, когда их снимали с руки Владимира Ивасюка, рассматривали на предмет повреждений, клали, чтобы сфотографировать…
Часть аргументов выглядит натянутой и неубедительной. Можно ли считать ориентировочную дату смерти, которую определили по календарику на переставших идти часах, достоверной? А если часы шли неправильно? Почему то, что Ивасюк разговаривал со своей любимой Татьяной Жуковой о самоубийстве после просмотра соответствующего фильма, подтверждает версию о самоубийстве? И почему Татьяну Жукову расспрашивали только о том, мог ли Ивасюк сам покончить с жизнью, а не поинтересовались, какие еще возможны версии гибели.
Открытых вопросов много, и хотелось бы получить на них ответы, а не видимость, что все выяснено… Мы позвонили сестре Владимира Ивасюка Галине Ивасюк-Крысе, чтобы узнать ее впечатление от фильма. Она сказала только: «Лучше вы напишите свое впечатление, как все это увидите и воспринимаете, мне тяжело об этом говорить…» — и посоветовала посмотреть фильм еще раз…