Статьи и эссе
Трубач старого города
23 октября прошла годовщина, как от нас ушел талантливый музыкант Анатолий Евдокименко.
Дома, кроме Анатолия, музыкой серьезно не занимался никто. Младший сын в семье Евдокименко сначала увлекся игрой на скрипке, со временем — на трубе. Причем, игрой на последнем инструменте овладел самостоятельно.
Кропотливые занятия на трубе дали хороший результат: мальчика заметили, полюбили его музыку, и он стал известным в Черновцах трубачом.
Город буквально пленили музыкальные шедевры в исполнении местных виртуозов. В то время по-настоящему талантливых музыкантов можно было на пальцах пересчитать. А среди трубачей был первым.
Фактически, с трубой он почти не разлучался. Профессиональное воплощение своих способностей нашел в университетском эстрадном молодежном оркестре — ЭМО.
Сами же импровизации музыкант исполнял, большей частью, в Доме офицеров на танцах: здесь вместе со своей трубой он мог вытворять немыслимые вариации. В это время будущий народный артист Украины учился на тогда еще физико-математическом факультете университета.
Не по себе, наверное, стало музыканту, когда ЭМО прекратил свое существование. И в 1971 году создает ансамбль «Червона рута». И конечно ж, продолжает играть в нем на трубе. Однако со временем организационные хлопоты отнимали много времени, и музыка отошла на второй план.
Семейное творчество Евдокименко и Ротару — это известная певица и ее продюсер и муж в одном лице, который себя особенно никогда не афишировал. Поэтому и об Анатолие Евдокименко знают немного. Но только не в Черновцах…
Валерий Евдокименко — старший брат музыканта:
«Еще в детстве Анатолию очень нравилась скрипка. Нашим соседом в доме, где мы жили, был известный аккордеонист Григорий Грабарник. И, слушая его игру, мы с братом понемногу увлеклись музыкой. Мне тоже пришелся по душе аккордеон, а Толе — скрипка. Однажды я привел брата на прослушивание в музыкальную школу. Ее преподаватель Юрий Гина подтвердил наши семейные догадки: у Анатолия, в самом деле, был идеальный слух. И, несмотря на материальные трудности, ему купили маленькую скрипку. Было это в конце 40-х годов. А потом, окончив музыкальную школу, Толик уже «крутился» в местных музыкальных кругах. Тогда я учился в Львове и часто привозил домой пластинки с записями известных музыкантов. Скажу, что в то время приобрести их было довольно нелегко. Так постепенно мы с братом стали пылкими приверженцами джаза. Однажды говорю Толику: «Ты знаешь, чтобы стать настоящим джазовым музыкантом, надо овладеть и игрой на трубе». Три года он, изо дня в день, в каморке нашего дома своими силами учился играть на трубе! Тренировался до тех пор, пока не овладел инструментом как солист. Когда после окончания техникума брат работал на хлопково-прядильной фабрике, приходил домой уставший, откашливался от той пылищи и снова брался за трубу. А как он относился к этому инструменту! Начищал трубу до блеска, руками касался только лишь клавиш. Мы тогда еще не понимали, что музыка может его кормить. Поэтому было решено, что он, как и я, должен получить высшее образование. И, чтобы не обидеть родителей, Толик поступил на физико-математический факультет нашего университета. Как раз тогда как профессиональный музыкант он «засветился» в ЭМО — университетском молодежном коллективе. Брата — хорошего трубача — знали в городе».
Эдуард Качанов — трубач, играл в ЭМО:
«С Анатолием мы познакомились, когда учились в текстильном техникуме и вместе играли здесь в духовом оркестре. Правда, я был студентом младшего курса, он — старшего. Александр Молдавер, руководитель оркестра и человек, страстно отданный музыке, привил нам любовь к трубе. А, как известно, в те времена ни одно мероприятие не проходило без участия духового оркестра. И Толик, даже когда окончил техникум, на демонстрации шел играть вместе с нами. Потом мы встретились с ним в ЭМО. Сегодняшней молодежи тяжело представить, что этот коллектив собирал в свое время переполненный зал. Как сейчас помню: в зале людно, и мы исполняем «На долине туман» и «Нарисуй мне ночь». Поэтому не удивительно, что музыканты оркестра были местными кумирами. А однажды в Черновцах гастролировал чешский цирк, и Евдокименко (единственного из оркестра) чехи пригласили на время гастролей в свой оркестр. Тогда талантливых музыкантов в городе было немного. К сожалению, только люди старшего поколения помнят братьев Коков, Марека Кушнира… А лучшего трубача, чем Евдокименко в Черновцах не было. Ведь известный всем сегодня джазовый музыкант Агашкин в то время только лишь творчески рос».
Леонид Пидкаминь и Виктор Житарюк — друзья и одногруппники Анатолия Евдокименко, доценты кафедры оптики и спектроскопии ЧНУ:
«Для нас музыкальные способности Евдокименко раскрылись значительно позже. Сначала все мы были просто студентами, которые в 1962 году поступили в университет. В тот год как раз открылась кафедра оптики. И никто из нас о его музыкальных способностях не догадывался. Евдокименко как трубача мы впервые увидели на танцах в Доме офицеров. Собственно, благодаря ему мы и попадали сюда бесплатно. Прежде всего, все мы были очень хорошими друзьями — до последних дней жизни Анатолия. Приезжая в Черновцы, он всегда заходил к нам в гости. И никто не скажет, что он изменился в худшую сторону».
Леонид Косяченко — профессор ЧНУ, основатель ЭМО, руководитель дипломной работы Анатолия Евдокименко:
«Думаю, что немалых успехов Евдокименко мог добиться и как трубач, и как научный работник. Сначала он подошел ко мне как к руководителю эстрадного молодежного оркестра и говорит: «Я начал играть на трубе и хотел бы выступать с ЭМО». Я его прослушал и взял. Ведь, главное, он понял наш стиль. Но, кроме этого, у меня дома хранится один из студенческих докладов (1971 год), соавтором которого был и Евдокименко. И это был доклад не университетской, а Всесоюзной конференции. Возможно, его ожидала и успешная карьера физика-оптика».
Александр Сальников — заслуженный артист Украины, работал в ансамбле «Червона рута»:
«В конце 60-х все местные трубачи-любители старались копировать Евдокименко. Его игра в ЭМО и на танцах перехватывала дыхание. Тогда музыканты давали друг другу прозвища. И об игре Анатолия можно было услышать: «Смотри, что Евдоха делает!» Трубач был уникальный! Однажды, когда уже существовал ансамбль «Червона рута», Евдокименко подошел ко мне и говорит: «У меня администраторской работы сейчас много, мне бы тебя с твоей трубой». Так я оказался в коллективе и вместе с Анатолием играл на трубе. Любимыми нашими мелодиями были композиции американской группы «Чикаго». А однажды, припоминаю, мы гастролировали в Венгрии. В то время у меня уже была фирменная труба, а у Евдокименко — более простая. Тогда София говорит: «Давайте купим и моему мужу такую же трубу». Анатолий Кириллович всем руководил — что петь, что не петь, что говорить, а где молчать».
…Черновцы и до сегодня помнят Анатолия Евдокименко. Особенно люди, чья молодость выпала на 60–70-е. А в этом году, летом, улицу, на которой когда-то жил музыкант, назвали его именем. Теперь, наверное, следует увековечить имя музыканта и на Аллее звезд.