Статьи и эссе
Твой голос — щедрое наводнение
«Сколько я не осматривался вокруг, никто так этого сделать не может, как
София»
Владимир Ивасюк
И она так же утверждала: «Не знаю, как бы сложилась моя творческая судьба, если бы мы
разминулись с композитором Владимиром Ивасюком».
А могли разминуться. Ведь юная певица София Ротару, которая первое свое признание завоевала в 1964 году на республиканском смотре художественной самодеятельности, начинала свою сценическую деятельность как исполнительница народных песен. Через 4 года она представляла Советский Союз на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии — также в жанре народной песни — и завоевала гран-при. «София покорила Софию!» — такими были заголовки болгарских газет в те дни. И хорошо помню, как и самой было радостно от того, что наилучшая молодая певица мира — из Черновцов, с Буковины. Ее фото украсило все молодежные республиканские и центральные издания.
Уже тогда, в 1968, шли «на Софию Ротару», хотя она — в ранге самодеятельной певицы — выступала на сцене гарнизонного Дома офицеров. Худенькая, чернявая, в желтом платье, пела на русском, молдавском, украинском, болгарском языках. Работала тогда преподавателем в Черновицком культурно-просветительском училище, естественно, использовала каждую возможность, чтобы выступить. Добрая традиция отчетных концертов художественных учебных заведений для всего города не прекратилась и сегодня. Кажется, в 1970-м такой концерт культурно-просветительского училища завершала София. Ее одели в костюм вьетнамской партизанки, и она исполняла песню «Руки прочь от Вьетнама!» Песня была пафосная, но запомнилась — именно благодаря исполнительнице — ее, хрупкую, стройную, выносили на сцену на каком-то огромном кругу, и она требовала: «Руки прочь от Вьетнама!». Столько справедливого гнева и негодования было в ее голосе, что мы соглашались с ней и провожали ее овациями.
Переломным в творчестве Софии Ротару был 1971 год, когда она
снялась в музыкальном фильме «Червона рута».
После этого и началась ее сотрудничество с Владимиром Ивасюком. Как говорила она сама в интервью
черновицкому телевидению в 1988 году, «Володя был мой композитор. Все песни, которые он писал,
сразу становились моими. Мне ничего не надо было придумывать, все происходило будто само собой,
будто эта мелодия жила во мне, была моей, и просто кто-то коснулся струн моей души, и они
зазвучали».
Одна из первых исполненных Софией Ротару песен Ивасюка — «Баллада о двух скрипках» на стихи Василия Марсюка. Премьера песни состоялась в июне 1972 года в телепередаче «Сияние», а пели вдвоем — Владимир Ивасюк и София Ротару. В том же году певица и ансамбль «Червона рута», созданный при Черновицкой областной филармонии, впервые поехали на гастроли по стране.
Голос — редчайший дар природы. Но даже иметь такой удивительный, как у Софии, — еще не все. Рассказывают работники Черновицкого телевидения, которым повезло работать там в 60–70-х годах XX столетия, как записывала фонограммы София Ротару. По обыкновению работу начинали поздно вечером, когда стихал уличный грохот, чтобы никакой посторонний шум не сказался на качестве записи. София работала до изнеможения. Работала, абсолютно критически оценивая то, что оставалось на пленке. Стремилась к совершенству звучания, интонации, старалась по возможности точнее, глубже передать содержание произведения, выразить свое отношение к тому, о чем поет. Она чуствовала себя, после композитора и поэта, третьим соавтором. И им становилась! Когда выходила на сцену — пленила с первой ноты. Это сегодня многим молодым певцам, кроме голоса, необходима чуть ли не акробатика, чтобы исполнить ту или другую песню. И при хороших вокальных данных неудача постигнет каждого, кто забывает, что в песне есть душа.
Вот что писала сыну во Львов София Ивановна Ивасюк после концерта
Ротару: «Соня в красивом красном
платье вышла под аплодисменты с песней «Песня будет среди
нас» — хорошо исполнила, хорошо музыкально оформили. Последней песней она спела «О сизокрылая
птица» и ушла. Ее вызвали и она красиво, сильно, игриво исполнила «Водограй». От их концерта, который держал публику в напряжении, осталось
целостное, сильное, приятное впечатление (не стыдно, что они называются ВИА «Червона рута»)».
Письмо написано 19 марта
1973 года. Тот концерт, который ансамбль давал в областной филармонии, долго помнили черновчане.
Казалось тогда, что этот зал мал для голоса певицы, что он раздвигает старинные стены и ведет всех в
мир красоты и любви.
Летом этого же года в Болгарии на конкурсе «Золотой Орфей» она завоевала первую премию. А в 1974-м в польском Сопоте — вторую премию. Впервые на этом престижном международном песенном конкурсе прозвучала украинская песня — «Водограй» Владимира Ивасюка. Знаменитый уже тогда творческий дуэт Ивасюк-Ротару польские журналисты называли «двое популярных». У них брали интервью, «Водограй» и «Червону руту» перепечатывали в своих журналах. А по окончании конкурса София Ротару и Владимир Ивасюк выступили с концертом в посольстве СССР в Польше.
София Ротару еще раз приезжала в Сопот — уже как гостя конкурса, в 1977 году. Там она исполняла песню Ивасюка «У судьбы своя весна». Здесь следует процитировать строки автора слов песни Юрия Рыбчинского, чтобы ответить, в частности, на вопросы, которые иногда возникают по поводу современных интерпретаций произведений Ивасюка. Тогда Владимир услышал, как «У судьбы…» исполняют белорусские «Песняры». Итак, рассказывает Юрий Рыбчинский:
«Сама по себе песня понравилась аудитории в таком виде, но этот «танцевальный» успех убивал в песне многое: смысл музыки и слов, драматургию чувств.
— Я боюсь, что после них все так начнут петь, — Сказал Володя.
— Тебе не нравится? — спросил его.
— Старик, это может быть. Но только в единственном «экземпляре»! — И мрачно добавил: Скорее бы Соня ее спела!
София Ротару запела «У судьбы своя весна» в Сопоте. И Володя позвонил мне из Львова и радостно сказал:
— Ты слышал, Старик? Ну как?
Но это был риторический вопрос».
Думаю, что после Софии Ротару интерпретировать песни
Владимира Ивасюка непросто — она и сегодня наилучшая исполнительница его произведений. Еще при жизни
Владимира Ивасюка на него обижались «метры»-композиторы, что он отбивает у них наилучших
исполнителей, так как, в самом деле, кроме него, на Софию, а так же
на ансамбль «Смеричка», Василия
Зинкевича, Назария Яремчука, Игоря
Кушплера, Людмилу Артеменко претендовало много авторов. Они же
стремились петь песни молодого творца, близкого им по духу, так как в тех песнях были чистота,
романтика чувств, философия жизни, а он сам сознавался, что не пишет песен на заказ исполнителей, но
«бывает так, что уже с самого начала ты знаешь, к кому обратишься после написания этой песни. Так у
меня много раз было с Софией Ротару»
, — говорил он в интервью
журналистке Львовского областного радио Марте Кинасевич. С Софией
Ротару в 1975 году записал пластинку-гигант, в которую вошли такие жемчужины его творчества,
как «Даль», «Песня о тебе», «Только раз цветет любовь», «Баллада
о мальвах», «Кленовый огонь»… Последнюю, кстати, нечасто
приходилось слышать на конкурсах и концертах. И когда думаешь, почему же исполнители обходят ее,
приходишь к выводу, что глубокое философское содержание этого песенного шедевра, как говорят, «не по
зубам» молодым певцам.
В самом деле, «Даль» на стихи Павлычко — короткий романс-раздумье. Образ печального осеннего дня накладывается на человеческие чувства. Но где-то там, за тучами, есть свет… Голос певицы, особенно красивый в низком регистре, передает всю глубину стихотворения и музыки, кратковременность грусти и стремление к свету, к тому, чтобы разорвать пелену тьмы. Казалось бы, для вокалиста тут мало возможности для демонстрации голоса. Все очень просто. Вот эту притворную простоту, созданную гением Ивасюка, сумела передать София Ротару. Или же «Кленовый огонь» — песня о неистребимости любви, неистребимости жизни. Снова же прекрасная музыка находится в гармонии с глубоким философским текстом. Кульминацией является припев:
Не погаси огонь
Холодом ладоней!
Вспышка листьев в волосы
Я вплету, чтобы все сбылось.
Не погаси огонь
Холодом ладоней!
Вот этим «Не погаси огонь!» певица предостерегает от чрезвычайных потерь, самых больших ошибок в жизни, в любви.
Конечно же, хотелось бы, чтобы пластинка «Песни Владимира Ивасюка исполняет София Ротару», будучи раритетом среди коллекционеров, стала доступной в виде дискеты или диска — и музыка композитора, и исполнительское мастерство певицы заслуживают этого. А больше всего заслуживают те почитатели украинской эстрады, которые жаждут чистой, добродетельной песни. Кстати, среди посетителей мемориального музея Владимира Ивасюка записи Софии Ротару самые ценные и популярные.
Как вспоминала сестра Владимира Оксана, которая ездила с братом на запись пластинки, тогда в Киев София прилетела с гастролей. И уже по дороге из аэропорта в Дом звукозаписи, показывая ей песни, Владимир говорил, что хотелось бы услышать. Первое впечатление было, что она, утомленная перелетом, не совсем внимательно слушает. Но когда запись закончилась, безупречность исполнения поразила и самого автора. К сожалению, как это часто практиковалось в советские времена, записанная пластинка не сразу получила разрешение на печать, хотя о завершении работы над ней знали миллионы почитателей по многим интервью певицы. А все дело было в том, что Ивасюк тогда был «самодеятельным» композитором, студентом консерватории и не имел права на пластинку-гигант. Ждать пришлось так долго, что, потеряв надежду, Владимир даже был согласен на то, чтобы вышло две-три маленькие. Но в 1977-м разрешение все-таки дали, выпив много крови у композитора и певицы. Зато потом печатали дополнительный тираж.
Михаил Ивасюк в повести «Монолог перед лицом сына» писал: «Володя был
восхищен абсолютной музыкальностью Софии Ротару. В ее устах
произведения Володи, преисполненные человечности, задушевности, драматизма, становятся чудом,
которое мы называем красивым словом — ИСКУССТВО».
София Ротару исполняла песни многих украинских композиторов. Так, не превзойденной никем является «Проходит день, проходит ночь» и «Мой родной край» Николая Мозгового, «По Карпатам ходит осень» Левко Дутковского, песни Игоря Поклада и Геннадия Татарченко. С ее легкого голоса получили популярность песни российских композиторов Евгения Мартынова и Давида Тухманова. И ныне она — популярнейшая и любимейшая в Украине певица. И когда со сцены дворца «Украина» звучит в ее исполнении «Баллада о мальвах» Ивасюка как посвящение родной матери, ощущаешь, как мороз идет по коже, и веришь каждому звуку. На такое чудо способен лишь огромный талант. Талант Софии Ротару.
Прасковья Нечаева
Книга «Бессмертная тень великих душ»
2004