Статьи и эссе
Ты признайся мне, где теперь цветет «Рута»
Символично, что идея песенного фестиваля родилась у киевского журналиста Ивана Лепши во время пребывания в Черновцах. В городе, где Владимир Ивасюк написал незабываемую песню «Червона рута». В 1989 году первый республиканский фестиваль украинской современной песни и популярной музыки «Червона рута» осуществил настоящую «революцию» в украинской культуре. Казалось, вся Украина запела в столице буковинского края… Черновцы, один из самых маленьких городов Украины, в самом деле претендовали тогда на украинские фестивальные Сан-Ремо, Сопот или Юрмалу. Тем не менее «Руту» забрали из нашего города… Песенный праздник, который начинался как дань памяти Владимиру Ивасюку, о родине композитора забыл, а на самом празднике — и о песнях Ивасюка. Фестиваль, который проводится раз в два года, стал странствующим. И теперь «Червона рута» проходит преимущественно на востоке и юге Украины. Кто-то считает, что это не правильно, ведь конкурс должен иметь постоянную прописку. Но интересно другое: идею проведения фестиваля в разных уголках страны поддержали, в частности, и те, кто стоял у его истоков. И сегодня преобладает мысль, что это на пользу украинской песне. Однако все соглашаются, что эйфорию черновицкой «Руты» нигде и никогда не повторить…
«То быстрая вода…»
Под таким названием 27 декабря 1987 года в газете «Молодежь Украины» появилась статья Ивана
Лепши. В ней журналист, в частности, размышлял над тем, почему отдельных творцов гениальных песен,
которые со временем становятся народными, называют любителями. И заметил, что именно так произошло с
Владимиром Ивасюком. Его называли любителем, потому что он не был включен в Союз композиторов СССР. Дальше Иван Лепша говорит: «В
связи с таким положением вношу предложение: проводить ежегодный конкурс-фестиваль «Червона рута».
Фестиваль, на котором звучали бы в исполнении ВИА
и солистов эстрады новые произведения как композиторов-профессионалов, так и композиторов-любителей.
На конкурсе-фестивале «Червона рута», который стал бы данью памяти Владимиру Ивасюку, происходило бы
и творческое сотрудничество профессионалов с любителями. Конференцию музыкальных деятелей можно
созвать в городе, где проводится «Червона рута»”.
После публикации в редакцию стало поступать бесчисленное множество писем. Одна девочка из Татарстана написала, что ради песен Ивасюка даже выучила украинский язык. Идея создания фестиваля, освященного именем выдающегося буковинца, нашла поддержку у многих известных артистов. А со временем — и в конкретном решении ЦК ЛКСМУ. В 1988 году музыканты Тарас Мельник, Кирилл Стеценко, Анатолий Калениченко и поэт Иван Малкович разработали концепцию фестиваля. На первой черновицкой «Червона рута» Иван Лепша был почетным гостем. Но почему, собственно, именно этот журналист стал идейным вдохновителем большого песенного праздника?
Иван Лепша не одно десятилетие работает эстрадным обозревателем — популяризует на страницах газет и журналов украинскую популярную и рок-музыку. У него дома есть более 50-ти папок с газетными материалами о нашей эстраде. Известны его исследование «Струны сердца» (в соавторстве) — о своеобразной биографии украинских народных песен, которые имеют авторов, и книга очерков о звездах украинской эстрады под названием «Песня будет среди нас». Сейчас журналист готовит в печать книгу «Украинские национальные гимны», а в планах — исторический обзор украинской эстрады.
С Владимиром Ивасюком Иван Лепша познакомился в 70-х годах в Львове.
«Я не смирился, когда имя Ивасюка вычеркнули из программ эстрадных концертов, радио и
телепередач — в газетах всегда упоминал имя творца, в конце концов выступил с идеей фестиваля
«Червона рута», посвященного памяти Владимира Ивасюка»,
— писал журналист. Вместе с отцом
композитора он собрал немало воспоминаний об авторе «Червоной руты» и
«Водограя». Лепша — единственный на сегодня журналист, которому удалось
более или менее основательно ознакомиться со следственным делом, которое велось в Львове по поводу
трагической смерти композитора и рассказать обо всем в публицистическом эссе «Жизнь и смерть Владимира Ивасюка». Но, как
сознается сам журналист, к рукописи книги не очень одобрительно отнесся отец композитора Михаил Григорьевич. Дескать, зачем тиражировать следственное дело, в
котором так много вранья. К слову, еще одна книга о Владимире Ивасюке «Тайна волшебной песни»
(криминальный трактат) упорядочена журналистом Виталием Лозовым.
Но снова о фестивале. В газете «Родослав» в одной из статей Иван Лепша пишет: «Цветок
красная рута растет и расцветает лишь в определенной природной среде: перенеси его из горной кручи в
степь — и она погибнет. Запорожье это подтвердило (речь идет о
«Червоной руте–2» — авт.). Город мог послужить причиной гибели нежного цветка. Нет, «Червона рута»
должен постоянно прописаться в Черновцах, в крае, который всколыхал талант Владимира Ивасюка, чья
непостижимая песня дала имя этому всеукраинскому явлению».
Мы позвонили на радио «Голос Киева», где сегодня журналист работает литературным редактором,
чтобы поинтересоваться, что же теперь по этому поводу думает идейный вдохновитель «Руты». Сначала
Иван Дмитриевич расспрашивает о Черновцах. И не удивительно: к нашему городу у него особая
благосклонность. А вот по поводу фестиваля высказывается, кажется, как-то безразлично: «Да, я
много писал о том, что «Червона рута» должен проводиться на Буковине. Но когда мне объяснили, что
фестиваль преследует и культурно-просветительские мотивы, то я и согласился, что он должен проходить
и в наиболее русифицированных городах Украины…»
Приблизительно такой же мысли придерживается и автор сценария черновицкого фестиваля «Червона
рута», поэтесса София Майданская: «В свое время я сама высказалась в пользу того, чтобы
фестиваль проходил в разных городах Украины. Но, в самом деле, черновицкую «Руту» не повторить
никогда. Отдельные моменты из того сценария на фестивале по определенным причинам использованы не
были. И я думаю, если «Червона рута» вернется в Черновцы, как раз там они и будут уместны».
А Оксана Ивасюк, сестра композитора, делает замечание: «Я,
конечно, за то, чтобы «Червона рута» проходила в Черновцах. Что удивляет в фестивале, так это его
непоследовательность. Ведь на сегодня осталась только лишь название «Червона рута» — единственное,
что связывает фестиваль с Ивасюком…»
Праздник души 1989-го
Оксана Савчук, обладательница награды Министерства культуры Украины за лучшее исполнение песни Владимира Ивасюка «Баллада о двух скрипках» на первом фестивале «Червона рута», сегодня заслуженная артистка Украины:
«Впечатление от первой «Руты» — это не просто впечатление. Это был перелом в сознании каждого творца. Все было так красиво. А как гордо каждый певец выходил на сцену! Фестиваль открыл путь на эстраду многим артистам. Но где же они теперь? Где сестричка Вика, Андрей Миколайчук, группа «Кому вниз»? А, например, Василий Жданкин, победитель первой «Руты», уже отошел от искусства, занимается столярничеством. Да, есть на «рутах» украинские тексты, но мелодии украинской нет. И то, во что превратился этот фестиваль, меня не утешает. А по тому 1989 году очень большая ностальгия…»
Новый отсчет в истории украинской эстрадной песни начался в Черновцах в сентябре 1989-го. В столицу Буковинского края съехались сотни людей, немало из них — из далеких стран. Вот, например, настоящим открытием фестиваля стал югославский ансамбль «Роса», который исполнял украинские песни. Там, в Югославии, украинцы и русины тоже ежегодно проводили фестиваль «Красная ружа». Черновицкий фестиваль породил новую молодежную музыку. Многие песни, которые впервые прозвучали именно здесь, сразу становились хитами. Еще вчера совсем неизвестные музыканты превратились в кумиров украинской молодежи конца 80-х — начала 90-х годов. Уже на протяжении следующего года вся Украина пела «рутовский» репертуар «Братьев Гадюкиных», Андрея Миколайчука, сестрички Вики, «Тризубого Стаса»… 78 ансамблей и солистов-исполнителей популярной музыки, 30 рок-групп, 50 исполнителей авторской песни приехали в Черновцы на первый республиканский фестиваль украинской современной песни и популярной музыки «Червона рута» (больше всего участников было из Львовской области).
«Мы начинаем праздник души человеческой», — такими словами открыл песенный праздник первый секретарь ЦК ЛКСМУ Анатолий Матвиенко. В центре стадиона «Буковина» — буковинская ватра. Плечистый казак подходит к костру и древним способом — трением — добывает огонь. Из ватры вырываются первые языки пламени, рассыпаются тысячами искр и взлетают в небо, превращаясь в далекие звезды. Огонь «Червоной руты» зажжен! На эстрадной площадке один за другим появляются известные коллективы и исполнители. Звучит уникальная фонограмма — Владимир Ивасюк исполняет свою «Червону руту». Потом голос композитора стихает… Звучат первые аккорды знаменитой песни Тараса Петриненко «Украина! Украина!»
Эдуард Драч, лауреат первой премии в жанре авторской песни «Червоной руты–89», врач и бард из Черкасс:
«Чем дальше в годы к 89, тем больше «Рута» своя, своя, своя… А уже донецкую «Руту» смотрел — не моя… Что-то случилось. Просто, наверное, во время первого фестиваля многие люди ждали своего времени, чтобы выступить, и вот съехались в 89-м. И то действительно был взрыв».
Самую почетную награду первого фестиваля — приз имени Владимира Ивасюка — получил львовянин Василий Жданкин. Лауреатами фестиваля стали: Андрей Миколайчук, Тарас Курчик, Павел Дворский, ансамбль «Мальвы» (поп-музыка), сестричка Вика, «Братья Гадюкины», «Кому вниз», «Зимний сад» (рок-музыка), Виктор Морозов (львовянин исполнял модерную песню под названием «Черновцы»), Андрей Панчишин, Мария Бурмака (авторская песня). Песня-лауреат — «Пролетело лето» в исполнении сестер Тельнюк.
Несколько тех дней город жил лишь фестивалем. Для Черновцов то, в самом деле, был большой
храм. Но, кажется, «Руту» ждали не все. Например, перед праздником привезли инвентарь для фестиваля,
а для разгрузки… не нашлось крана. «Для нашей области фестиваль стал большой проблемой, хотя заявок
в милицию не поступало», — заявил после «Руты» в интервью одной из местных газет Петр Луцив,
тогдашний первый секретарь обкома ЛКСМУ. А вот мысль других бывших
руководителей области. В. Королюк, начальник областного управления культуры: «Конечная
цель фестиваля не достигнута»
. Г. Цуркан, заместитель председателя облисполкома: «Это
никакой не конкурс, а националистический шабаш»
. К слову, было даже письмо-обращение к организаторам
фестиваля от лица областной власти. В нем речь шла об ультиматуме — запрет фестиваля в случае, если
он перерастет рамки песенного конкурса. Досадный случай случился и с членом жюри Тарасом Петриненко,
которого чуть не выслали из Черновцов. Со своей группой он исполнил незапланированную песню о
Народном рухе…
…Уже на следующий год на заседании новообразованного оргкомитета фестиваля мысли его членов
резко разделились. Одни были за то, чтобы «Червона рута» проходила в Черновцах. Ведь такое право
завоевал для города сам Владимир Ивасюк, так как родился и создавал на Буковине, да и «передвижные»
фестивали ни одна страна мира не практикует. Другие — чтобы следующая «Рута» состоялась в Запорожье.
Хотя к тому времени заявки на проведение фестиваля поступали только от буковинцев. Секретарь ЦК ЛКСМУ,
глава оргкомитета по подготовке и проведению второго фестиваля «Червона рута» Юрий Соколов по поводу
второй «Руты» высказался довольно справедливо: «Фестиваль нужно проводить там, где его в
самом деле ждут»
. Изменилась и название фестиваля. Отныне он будет называться Всеукраинским
молодежным песенным фестивалем «Червона рута».
Михаил Ивасюк: «Думаю, что родившийся в Черновцах
фестиваль нужно взлелеять здесь, создать крепкую традицию и отсюда показывать его миру. Передвижной
характер фестиваля может нанести вред, поскольку для утверждения художественного явления нужна
статичность. Практика мировых фестивалей свидетельствует, что люди оберегают подобные песенные
конкурсы от рассредоточения…»
Руководство Запорожской области, куда уже ехала вторая «Червона рута», не горело, как это говорят, желанием брать на себя такие хлопоты — организовывать фестиваль. Но «Рута» все-таки там состоялась.
По фестивальным дорогам
1991. Запорожье
То, что в Запорожье приехал фестиваль, немало его жителей и не знало. Немного большая часть горожан утверждала, что в их городе происходит какая-то «Красная рута». Но все они дружно удивлялись, почему Запорожье временно оккупировали «безработные с Запада». Среди черновицких участников «Червоной руты–91» (Алла Наталушко, Леонид Корешок, Эмиль Крупник, поп-группа «Тандем», рок-группа «Д’эректор») лауреатами не стал никто. Жаль, что на фестивале не установили и приз зрительских симпатий, получить который все шансы имел черновчанин Роман Барановский. Победителями запорожской «Руты» стали: группа «Бок о бок», Жанна Боднарук, Вячеслав Хурсенко, группа «Бункер Йо», Тарас Житинский, Андрей Кол (Кузьменко) — (поп-музыка). Зрители и телезрители хорошо запомнили и дипломанта в этом жанре, харьковчанина Алексея Вукола: исполняя свою песню «Чокнутый», он неудачно рубанул себя топором по руке. Дальше — «Табула раса», «Форте», «Жаба в дирижабле», «Плач Еремии» (рок-музыка), «Мертвый Пивень», Виктор Царан, Андрей Чернюк, бард-группа «Мак-Дук» (авторская песня). После Запорожья «Червона рута» якобы снова должна была вернуться в Черновцы. Назарий Яремчук даже высказывал мысль, что есть планы развить на фестивале и детскую и юношескую песню — ее исполнителям будет от 7 до 17 лет. Но уже тогда фестиваль определил свою культурно-просветительскую миссию — ориентироваться на те регионы, где не только об украинской музыке, но и культуру мало знают.
1993. Донецк
Трехцветный красно-черно-белый фестивальный флаг (символ поп-, рок-музыки и авторской песни) возвышается на центральной площади. 128 солистов, групп и бардов приехали в Донецкий край. В жанре рок-музыки даже была завоевана высшая награда — Гран-при. Ее получил семейная группа из Ивано-Франковщины «Братья блюза». Слабее всего на фестивале выступили барды. Лауреатами «Червоной руты–93» стали: Александр Пономарев, Ирина Шинкарук, Алла Попова, группа «Анна-Мария», Роман Бурлак (поп-музыка), группы «Нация», «Вий», «999» (рок-музыка), Александр Войтко, Виктория Лозова, Сергей Шишкин (авторская песня). Наверное, исполнительский уровень участников удовлетворил организаторов фестиваля. Так как вместо 12 запланированных лауреатских мест было аж 15.
1995. Севастополь — Симферополь
Крым должен был открыть для себя Украину. В двух его самых больших городах проходила четвертая «Рута». 310 лиц — таким было количество конкурсантов. На «Червоной руте–95» впервые заявила о себе украинская современная танцевальная музыка. В ее жанре победителями стали Александр Коновалов, «Шао Бао», EL Кравчук, «Зе Вйо». Лауреаты крымской «Руты»: дуэт «Обрий», группы «Колесо», «Цвет папоротника» (авторская песня), Кристина Руденко, Марина Одольская, Ани Лорак, Лилия Остапенко, Богдан Дашак (поп-музыка), «Адизилейтер», «Всяк выпадок», «Ледь живые», черновицкий «Раптовый напад» (рок-музыка).
1997. Харьков
На пятой «Руте» с конкурсантами впервые работала целая армия стилистов, продюсеров, хореографов, вокалистов. В Харьков съехалось 94 солиста и группы. В жюри отмечали: если раньше приходилось отыскивать тех, кто обращается к национальной тематике, то ныне настало время выбирать лучших среди таких. Победители «Червоной руты–97»: «Фактически сами» (ребята сделали первую попытку переосмыслить национальный фольклор через призму панк-рока), «ДАТ», «Соу», «Моторолла» (рок-музыка), Катя Чили, группа «Радослав», Юлия Лорд, Яна Яновская (поп-музыка), «Танец на майдане Конго», «Тартак», «Спалахнул шифер», черновицкий гурт «ИОА-4» (танцевальная музыка). Кризис на этом фестивале переживала авторская песня, жанр которой уже трансформировался в жанр акустической музыки. Среди певцов была присуждена только третья премия, которую получили Дмитрий Тыква и группа «Дым коромыслом». Шлягером фестиваля стала песня харьковской группы «Танец на майдане Конго» «Сделай мне хип-хоп». На харьковской «Руте» ходила мысль, что репертуар исполнителей очень похож. Возможно, сказалось тесное сотрудничество дирекции с постоянными авторами песен.
1999. Днепропетровск
Ярких личностей на «Червоной руте–99» было мало. К конкурным жанрам прибавился еще один — «другая музыка». Это для тех, кто обожествляет, так сказать, поиск и эксперименты. Если раньше на первые места претендовало по двое-трое участников, то в этом году обладатели первых премий практически отсутствовали. В судейском совете сидел и черновчанин Сергей Харинович (группа «ИОА-4»). Лауреаты днепропетровского фестиваля: «Дымная сумиш», «Мои рослыны», черновицкая группа «200% свободы» (рок-музыка), «Потужные девчата», «Основной показатель» (танцевальная музыка), среди дипломантов — и черновицкие «Космориане», Елена Янчук (Росава), Татьяна Порчик, гурт «Форрест гамп» (поп-музыка), «9-й снайпер», «Ора», «Ледо» (другая музыка). В жанре акустической музыки лауреаты не определены.
2001. Киев
В конце концов, настала очередь пропагандировать украинскую музыку и в столице. Журналисты, которые освещали события предыдущих фестивалей, отмечают, что киевский проходил как-то завуалировано, и особого резонанса в СМИ не вызвал. Что же произошло? Возможно, «Червона рута» уже не такая популярная? Оказывается, нет. И дирекция фестиваля приводит такие цифры. Если на черновицкой «Руте» было 40 тысяч зрителей, то на крымской — 250 тысяч, а уже на следующих фестивалях эта цифра достигала одного миллиона. Увеличивалась и количество участников отборочных конкурсов. Например, в 1993-м в них приняло участие 1825 музыкантов, а в 2001-м — 4112. Сегодня победители киевской «Руты» еще мало кому известны. Но, надеемся, в ближайшее время — популярность за ними. Ведь, как утверждают организаторы фестиваля, «открытые «Рутой» музыканты становятся звездами первой величины национального шоу-бизнеса». Лауреатами седьмой «Червоной руты» стало аж 29 участников. «Фаберже», «Крошка Цахес», «Сбей пепел’з» (рок-музыка), Владимир Питель, Елена Арутина, дуэт «Почайна», Вилен Арустамов, Юлиана Матасова (поп-музыка), «Тутти» и снова «Крошка Цахес» (другая музыка), «Контрольный выстрел», «Джареплига» (танцевальная музыка), группы «Очеретяный кот», «Весенний галас», Вячеслав Мищенко (акустическая музыка). Достойно выступили и черновчане: группа «Гуцул Калипсо» (вторая премия в жанре танцевальной музыки), Евгений Воеводка (первая премия в жанре акустической музыки), Светлана Боднар (спецотметка в жанре поп-музыки).
Где состояться — не вопрос для «Руты»
С сентября этого года дирекция фестиваля «Червона рута» начала проведение областных отборочных конкурсов. Но интересно, что место проведения итогового этапа «Руты» еще было неизвестно. Назывались два города — снова Киев и Одесса. Были слухи, что «Червона рута» якобы приедет в Черновцы. В декабре областные отборочные конкурсы завершаются. К сожалению, как утверждает дирекция фестиваля, Черновцы в этом году выступили не очень мощно. Утешают восточные области. Например, Кировоградская, которая приятно поразила и качеством, и количеством. Нам удалось поставить несколько вопросов директору Всеукраинского фестиваля современной песни и популярной музыки «Червона рута» Тарасу Мельнику.
— Господин Тарас, когда же, в конце концов, западная Украина дождется «Червоной руты»?
— Понимаете, запад нам не горит. Смотрите, что делается на востоке Украины — украинскую песню надо везти туда.
— Кажется, из черновицких музыкантов или певцов никто не входит в состав жюри фестиваля?
— Я не знаю, кто из ваших музыкантов может хорошо понять все жанры, в которых конкурсанты соревнуются на «Руте». Ну, разве что Дутковский. В судейском совете есть и постоянные ее члены, например, Кирилл Стеценко, Тарас Петриненко. Это музыканты, которые понимают и рок-, и поп-музыку.
— Интересно, а какие музыкальные жанры лидируют на фестивале?
— Могу сказать одно: украинский рок поднимается.
— Скажите, как пропагандируется на «Червоной руте» творчество Владимира Ивасюка?
— Для нас главное — новые произведения и новые Ивасюки.
— Ваш фестиваль каждый год проходит в другом городе. Содействует ли местная власть в проведении этого песенного праздника?
— К сожалению, нет.
— Говорят, что, прежде всего, на пользу такому большому художественному явлению, как вот ваш фестиваль, — статичность.
— Кто говорит?
— Например, Михаил Ивасюк…
— На фестивале мы должны думать не только как музыканты, а, прежде всего, как украинцы.
— Значит, вы не хотите, чтобы «Червона рута» вернулась в Черновцы и получила постоянную прописку именно здесь?
— Я хочу, чтобы была Украина.