Статьи и эссе
Убийство композитора Владимира Ивасюка
В теплые и солнечные дни, в апреле-мае 1979-го года, в Львове началась голгофа молодого украинского композитора. Кагебисты, как дикие звери, наслаждались своей жертвой. Они, проклятые, старались выдрать душу из тела молодого Владимира — творца незабываемых для украинского народа песен.
Мучили и пытали его, а истерзанное тело повесили на дереве, в глухом углу в Брюховицком лесе, в военной зоне, отгороженной проводом, недалеко от Львова…
Украинское небо почернело, словно замолкли синие Карпаты. Сумерки укрыли горные тропинки. Завядшая на высокой горной долине червона рута… Заплакала горько мать Ивасюка, заплакали его друзья, заплакала вся Украина… — Нет больше среди нас композитора Владимира Ивасюка! — понеслась печальная весть по всей Украине. Печалью обвились горы и леса, печаль наполнила сердца земляков Владимира в Украине и на чужбине. Замолкла струна — певучая, золотая струна Украины. Его песни, будто свежая вода из колодца возле родного дома, из которого черпнул воды, чтобы напиться; затуманил он дыхание — звенит эта водица, смущает сердце, душу, пылает, как цветок с горной долины.
Владимир Ивасюк родился 4-го апреля 1949-го года в Кицмане, Черновицкой области, на Буковине.
Отец его был профессором украинской литературы в Черновицком университете, мать учительница
украинского языка средней школы. Еще маленьким мальчиком брал отец Владимира в Карпатские горы и
учил слушать, как поют старые смереки, учил прислушиваться к музыке быстрых хрустальных горных
потоков. Как глубоко укоренились в душе молодого гения мелодии зеленых Карпат — ощущается в его
песнях, в которых он их увековечил и которые нам подарил. Владимир так рассказывал о себе: «Я
никогда не думал, что смогу писать песни. Правда, музыку я очень люблю, слышу ее вокруг. Все,
кажется мне, поет. Как-то с отцом мы шли по лесной тропе, и он спросил меня: Слышал ли я, как поют
деревья? Я сначала не верил. Мы вошли в густой лес. Перестал падать дождь, и небо прояснилось
голубизной, а со смерековых ветвей падали капли, пели старую знакомую мелодию».
Владимир очень любил детей, хотел стать врачом. Он закончил с отличием Черновицкий Медицинский Институт. Он перенесся в Львов, где поступил на композиторское отделение львовской консерватории. Родились с того времени 60 замечательных песен Владимира Ивасюка: «Водограй», «Милая моя», «Отлетали журавли», «Два перстня», «Баллада о двух скрипках», «Шляпа», «Я — твое крыло» и другие…
Песни Ивасюка рождались из сердца. В них мы не находим колхозного или московского ила. Его песни преисполнены красотой, мелодией, поэтическим содержанием. Песни Ивасюка несли еще и другую задачу: поскольку тогда на нашей родной, не своей земле, патриотические песни были запрещены, даже классические произведения исполнялись все меньше, то песни Ивасюка, с выразительным народным вкусом, были ценным магнитом, который притягивал, держал и закреплял молодежь в русле национальной украинской стихии.
Владимир Ивасюк стал легендой своего времени. Он, как Тарас Шевченко в 19-м столетии и Василий Симоненко в 60-х годах, пробудил усыпленный дух молодежи. Он утешался большой популярностью на чужбине. Песни Ивасюка очень привлекательны и интересны. Они принесли ему известность среди людей, и потому на него обратили внимание коммунистические вельможи в Москве и Киеве. Они поняли, что он сознательный украинец, который избегал связей с государственными факторами. Будучи в Москве, Владимир заявил, что он не пишет музыку на слова русских поэзий, так как он украинец. Хотя песни Ивасюка пользовались большим успехом, получали награды на международных фестивалях песни, творца их не назвали народным артистом Украины… Но красная, коммунистическая Москва хотела использовать Владимира Ивасюка. Во время празднований 325-летия Переяславского Соглашения, т. н. воссоединения Украины с Россией, они призывают композитора к себе: хвалят, уговаривают, угрожают и дают задание: написать произведение, которое должно было бы воспевать «счастье Украины, которая навеки соединилась с Москвой».
В том 1979-м году украинская советская пресса была переполнена рабскими похвалами поэтов и писателей т. н. Старшему брату, которые отдали по поводу 325-летия Переяславского Соглашения свою рабскую дань Москве, провозгласив: «Слава! Тебя прославляем, родная Россия, за правду твою, за верность твою, за братскую любовь!» Но можно ли было надеяться, чтобы Владимир Ивасюк на такие слова написал музыку? Власть надеялась, что и он, как и все другие, отдаст дань Москве. Он же любимый композитор Украины, он же мог, как никто другой повлиять «идеологически» на молодежь. Но Владимир был бескомпромиссным. Он хотел служить только украинскому народу. Время шло. Ивасюк не создал ничего для прославления пресловутого «воссоединения». Он вместо этого взялся писать оперу казацкого времени. Друзья Владимира проинформировали мир, что Владимир, уходя из дома, всегда сообщал родителям и сестре, куда он идет. Он заметил, что за ним постоянно следили органы КГБ. Его начали вызвать в милицию.
23-го апреля 1979 года Владимир, взяв ноты, последний раз вышел из своей квартиры. Пошел в направлении консерватории им. Лысенко на улице Бойкач, 5. Побыв там некоторое время, был кем-то вызван и вышел из дома. Его подхватила машина, которая ждала возле дома. Как утверждают свидетели, это была машина КГБ. И Владимир исчез. Через несколько дней после исчезновения композитора, родители его обратились в милицию с требованием начать поиски сына. Там им насмешливо сказали, что сын скоро будет найден.
18-го мая 1979 года нашли истерзанное тело Владимира в лесу, возле Львова. У него были выколоты глаза, поломаны на руках пальцы, на теле раны, а в раны вставлены веточки красной калины (информация о ветках калины неверная — ред.). Экспертиза из 5-ти врачей, постановила, что Владимир повесился.
Кто оборвал жизнь композитора? Кто является убийцей украинской песни? У какого изверга руки поднялись на творца прекрасной песни? Семья, друзья, львовяне убеждены, что это кагебисты убили Ивасюка. Они даже не старались скрыть следов своего преступления. Смерть Владимира Ивасюка должна была выполнить отдельную задачу: КГБ хотело напугать украинскую молодежь, которая все более открыто начала выступать в защиту украинских национальных прав. Однако КГБ просчиталось. Молодежь Львова не испугалась. Ее реакция была противоположной ожиданиям КГБ. Время устрашений прошло. Украинская молодежь вместе со старшими, массово и величаво вышла на похоронную демонстрацию, которая состоялась 22-го мая 1979 г. в день, когда тело Тараса Шевченко было перевезено из Петербурга в Канев. В этот символический для Украины день в Львове собралось 10 тысяч людей, будто ручьи со всей Украины, на Лычаковское кладбище, чтобы похоронить своего любимого композитора. И месяцами после похорон Ивасюка тропа к его могиле не зарастала.
Маричка Галабурда-Чигрин
Журнал «Злочин» (Мельбурн)
2003