Статьи и эссе
Он мог бы конкурировать с Джоном Ленном и Мишелем Леграном
Песня и память — это те основания украинской духовности, которые надо оберегать и передавать по наследству детям. Об этом думалось во время недавней встречи с автором бессмертной «Черемухи» в мемориальном музее В. Ивасюка. Василий Михайлюк начал с молитвы «Отче наш», к которой написал мелодию и исполнил ее под собственный аккомпанемент на рояле.
И таких интересных встреч в этом очаге украинской культуры нашего города за десять лет его существования состоялось немало. Прежде всего — стараниями небольшого коллектива энтузиастов во главе с директором Прасковьей Нечаевой. И, наверное, не все помнят, что к его открытию приобщилась именно газета «Черновцы». 17 февраля 1993 года в газете было опубликовано обращение интеллигенции города к руководителям края об открытии мемориального музея Владимира Ивасюка. И через несколько дней — 26 февраля — уже было подписано соответствующее распоряжение.
Поскольку история отображается на страницах газет, то обратимся и мы к ним. Именно на страницах выжницкой газеты «Советская Верховина» (теперь — «Выжницкие обрии») 13 февраля 1971 года впервые были напечатаны слова знаменитой песни «Червона рута», а 1 апреля этого же года — не менее известного «Водограя». Написаны они были как раз в Выжнице и впервые исполнены местным ансамблем «Смеричка». Позднее тексты этих песен печатались десятки раз на страницах республиканских газет и журналов. Таким же образом пришли к читателю и такие известные произведения, как «Баллада о двух скрипках», «Баллада о мальвах», «Эхо твоих шагов», «Желтый лист», «Кленовый огонь», «Песня будет среди нас», «Я пойду в далекие горы» и другие. Отдельным изданием произведения Ивасюка вышли в Ужгороде аж в 1989 году, когда его уже не было с нами. Сборник назывался «Водограй».
О творчестве молодого талантливого композитора при его жизни было написано совсем немного. В частности, статья В. Мельника «Так родилась “Червоная рута”» в газете «Культура и жизнь» в 1971 году за 28 января, две публикации В. Селезинки — «Чудоцветы Владимира Ивасюка» и «Рождение песни» в этом же году, которые вошли в книгу «Золотой нити не потеряйте». В следующем появилось две статьи — «“Червоной руте” повинуются сердца» В. Бабуха и интервью самого В. Ивасюка газете «Молодежь Украины» за 27 сентября. Была еще одна публикация П. Сердюка «Песни родной Буковины» в «Медицинской газете». Это, собственно, и все. Вплоть до 1988 года.
Но вернемся в 1979-й. Неожиданная, и до сих пор не разгаданная смерть Владимира Ивасюка. Об
этой трагедии в печати сообщалось сухо и официально. Некоторые издания вообще промолчали. Тем не
менее, в фондах библиотеки хранится журнал «Освободительный путь», который издается в Лондоне. В №9
за 1979 год в нем помещена статья-некролог «Еще до ужасного убийства В. Ивасюка возле Львова» с
фотографией с похорон. В ней, в частности, писалось: «Пышные похороны состоялись на
Лычаковском кладбище в Львове 22 мая 1979 г., которые превратились в своеобразную
антимосковскую манифестацию. Так как молодежь массово клала венки и цветы в желто-голубых цветах,
милиция получила указание следить за могилой, чтобы не допустить демонстраций, в результате чего
арестованы три человека, которые со временем освобождены из тюрьмы. Рассказывают о том, что тленные
останки покойного Владимира Ивасюка хотят перевезти с Лычаковского на другое кладбище. Возможно, что
похоронят тайно, без огласки, чтобы замести следы».
Эта же газета в 1981 году (№6) поместила короткую, но очень содержательную статью
Я. Ласовского «Слушая музыку Ивасюка», в которой дана высокая оценка творчества композитора: «Это
объединение традиционных элементов украинской народной музыки на Западе дали бы Ивасюку при других
обстоятельствах возможность конкурировать с такими популярными песенниками как Мишель Легран во
Франции, Нино Рота в Италии, Джон Леннон и Поль Маккартни в их наилучшей форме, «Эленор Ригби»,
«Естердей» в Англии или, наконец, Эндрю Райс «Джизус Крайст Суперстар» на Бродвее».
После трагедии 1979 года почти десятилетие имя Владимира Ивасюка на родине было покрыто молчанкой. И только в 1988-м черновицкое телевидение программой «Червона рута» прорвало занавес тишины, и начали появляться одиночные статьи, посвященные автору знаменитой мелодии. Тем более, что следующий год был юбилейным для композитора. Отдельно следует вспомнить исследование киевского журналиста И. Лепши «Жизнь и смерть Владимира Ивасюка», которое вышло отдельным изданием в 1994 году.
Пятидесятилетний юбилей в 1999 году снова привлек внимание к личности композитора и его
творчеству. Особую ценность имеют его письма, напечатанные в газете «Буковинский журнал». А интервью
М. Кинасевич с композитором «Владимир Ивасюк: Песня будет среди нас», опубликованное в газете
«Черновцы и черновчане», чрезвычайно актуально и сегодня. Вот его ответ корреспонденту на вопрос
относительно проблемы социальности современной эстрадной песни: «Гамма чувств, эмоциональных
впечатлений, переходов, которые, я думаю, должны быть заложены в гражданской песне, ни в коем случае
не должны быть меньшими, чем в лирической, возможно, даже большими. Ведь это песни о родной земле,
песни о героическом прошлом нашего народа, песни о сегодняшнем дне, о молодежи, о тех подвигах,
свидетелями которых мы являемся».
К юбилею известный иллюстратор и фотограф Любомир Крыса подготовил к печати уникальный альбом «Владимир Ивасюк». В нем помещено свыше 400 редчайших цветных и черно-белых фотографий, которые воссоздают все периоды короткой жизни композитора. Однако из-за отсутствия средств книга так и не вышла, но отрывки из нее вместе с фотографиями публиковались в журнале «Звон» (№3–4 за 1999 год). Копии этой статьи, как и многих других, о которых говорилось выше, сохраняются в краеведческом секторе научной библиотеки.
В июле 2000 года знаменитой песне «Червона рута» исполнилось 30 лет. Это неординарное событие широко освещалось на страницах печати. Все тогдашние материалы выделены в картотеке отдельной рубрикой. А еще здесь можно найти сообщения о конкурсах, фестивалях, акциях, фондах имени В. Ивасюка, стихи и песни, посвященные талантливому земляку, и много других интересных материалов.
В свое время в Черновицкой областной научной библиотеке планировалось открыть мемориальную комнату композитора. Но пока что в литературно-художественном салоне развернута постоянно действующая выставка «С посвящением Владимиру Ивасюку», материалы которой постоянно обновляются. В частности, на ней представлены три пьесы для фортепиано, мало известные даже специалистам, а также инструментальная и оркестровая музыка, музыка к театральным спектаклям. А еще Ивасюк написал пьесы для струнного оркестра, скрипки, фортепиано, виолончели, вариацию-сюиту для камерного оркестра.
Немало материалов о нашем талантливом земляке собрано в фондах научной библиотеки, мемориальном музее В. Ивасюка и в частных коллекциях родных и друзей. По нашему мнению, их нужно надлежащих образом обработать и издать, не ожидая уважительных юбилеев. Этого заслуживает Владимир Ивасюк своим непревзойденным творчеством.