Статьи и эссе
Владимир Ивасюк умел радоваться успехам других
В те далекие 60-е мне судилось собрать вокруг себя талантливых, неординарных по своим способностям, музыкально одаренных людей и стать своеобразным генератором творческой и организаторской работы молодого биг-битового коллектива. Выжницкая орбита нашего признания быстро расширилась и об ансамбле «Смеричка» заговорили в Украине. Конечно, такому яркому успеху предшествовала кропотливая и настойчивая творческая работа с моими воспитанниками, тогда еще неизвестными певцами-начинающими Назарием Яремчуком и Василием Зинкевичем, сотрудничество с режиссером Черновицкого ТВ Василием Стриховичем, художником-модельером Аллой Дутковской, а затем — с талантливой певицей Софией Ротару, композитором Владимиром Ивасюком. Кстати, «Смеричка» увлекла Володю настолько, что он просмотрел свое творческое кредо и вскоре успешно вписался в «смеречанское» музыкальное направление, пополняя репертуар ансамбля своими талантливыми песнями…
В жизни я имел данное мне Богом счастье — создать знаменитейший к тому времени, не похожий на любые другие коллективы, ансамбль «Смеричка» и отыскав новую музыкальную волну, определить его новаторское творческое направление.
Но ансамбль «Смеричка» как своеобразный музыкальный коллектив, еще до появления «Червоной руты» и «Водограя», уже сделал свой заметный творческий взнос в развитие украинской эстрады вообще, так как уже тогда имел большую популярность в Украине, удивляя мощным репертуаром из нескольких концертных разделов, которые составляли песни В. Михайлюка, В. Громцева, В. Ивасюка ну и, прежде всего, мои песенные произведения.
Надо сказать, что «Смеричка» стала своеобразной эстрадной
творческой лабораторией и одним из лидеров в современной поп-музыке не только в Украине, а и на
территории бывшего Союза, служила примером для наследования другими певцами, музыкантами и молодыми
композиторами. В этом смысле популярный ведущий ЦТ в
Москве Александр Масляков вспоминал: «В начале 1970-х годов
«Смеричка» была популярнейшим ансамблем в Советском Союзе, а
В. Ивасюк — любимым композитором молодежи».
Но, к сожалению, со временем, все понемногу начало забываться. Появились самозванцы-«друзья» В. Ивасюка, всезнающие «теоретики-Ивасюковеды», а также по несколько «первых исполнителей» на каждую песню, которые, придумывая разные небылицы и выпячивая себя, нарочно замалчивают заслуги «Смерички» и мое продуктивное творческое сотрудничество с Владимиром Ивасюком.
Безусловно, мне это небезразлично. Пользуясь возможностью, хотелось бы заметить: что бы кто не говорил и не выдумывал об ансамбле и В. Ивасюке, но стереть, затмить или преуменьшить роль «Смерички» в развитии украинской эстрады невозможно. Все, кто помнит те, уже далекие, 70-е годы и просто-таки сумасшедший успех ансамбля в Украине и на далеких просторах вне ее границ, твердо знают, что именно наш популярный ансамбль «Смеричка» дал жизнь и, смею сказать, планетарную огласку первым песням талантливого Владимира Ивасюка.
Этот непреложный факт всегда четко подчеркивал сам Ивасюк. В статье
«Как выросла
“Смеричка”», напечатанной в московском журнале «Кругозор» №3 за 1977 год,
Владимир пишет: «…Своеобразный стиль исполнения и трактовка фольклора пленили меня, когда я впервые
услышал ансамбль на сцене. В «Смеричку» я принес свои первые
песни…».
Это также красноречиво иллюстрирует, теперь уже исторический, телефильм 1971 года
«Червона рута», в котором никто другой, как
свидетельствуют звукозаписи, а именно «Смеричка» под моим
управлением и солисты ансамбля Василий Зинкевич, Назарий Яремчук и Мария Исак исполняют песни «Милая моя», «Червона рута», «Водограй», «Оставленные цветы» и др. А
вспомним просто-таки триумфальные творческие победы «Смерички» с
этими песнями на телеконкурсах в г. Москве — «Песня–71», «Песня–72», «Алло, мы ищем таланты».
Песни из репертуара ансамбля «Смеричка», и не только Ивасюка, были к тому времени такие популярные, что их массово копировали и брали в свой репертуар много других, даже очень известных, популярных исполнителей. Осталось множество публикаций о «Смеричке» в СМИ тех времен, которые обо всем этом ярко и достоверно свидетельствуют…
Ансамбль «Смеричка» был той благоприятной средой, в которой вырастали и утверждались и Зинкевич, и Яремчук, и Ротару, и Ивасюк, да и я, как музыкант и руководитель, вместе с ними совершенствовался. Все это приуменьшить или даже перечеркнуть или «стереть» невозможно.
Прошли годы. К величайшему сожалению, уже нет среди нас Владимира Ивасюка и Назария Яремчука. Да и легендой уже стал ансамбль «Смеричка», но остались у меня приятные воспоминания того времени…
…С Володей Ивасюком я дружил и сотрудничал более одиннадцати лет. Вместе переживали творческие взлеты и падения, недоброжелательность и зависть чиновников и «друзей», а также пожинали лавры великой славы, которая имела и свои отрицательные последствия, которая не легко сказывалась на нашей неспокойной жизни…
…Я часто приезжал из Выжницы в Черновцы по организационным, техническим и творческим делам «Смерички» и порой останавливался у Володи на ул. Б. Хмельницкого, позже на ул. В. Маяковского. Меня всегда гостеприимно встречали родители Володи София Ивановна и Михаил Григорьевич, которые просто обожали ансамбль «Смеричка», и в свой адрес от них я получал множество приятных и искренних комплиментов.
…Мы сидели в Володиной комнате и просматривали только что отснятый им собственноручно любительский кинофильм на 8-миллиметровой пленке. Володя искренне и звонко смеялся, просматривая съемки. Это были кинокадры веселой студенческой жизни во время туристического отдыха на карпатской природе. Кинокадры, немного в ускоренном воспроизведении, еще забавнее украшали острые шутки Володиных однокурсников-медиков. А после вкусного обеда, которым нас угостила г. Миля, няня Володи, перешли к разговорам об искусстве, музыке. Володя наиграл мне несколько песен, которые предлагал для «Смерички». В ответ я наиграл и несколько своих песен, хотя не считал себя композитором, так как моя цель была — творить «Смеричку», а песни писал только исключительно из-за недостатка репертуара для ансамбля. Володя относился к моим произведениям очень серьезно, с большим уважением, определяя их новаторское направление, и советовал серьезно заняться композицией. Время проходило в интересных дискуссиях о песне, поэзии и музыке, о талантливых исполнителях. Володя был настоящим другом и делился со мной всем сокровенним, своей радостью и личными жизненными проблемами, никогда не жаловался на своих недругов. На мои замечания творческого характера относительно его новых песен реагировал довольно спокойно, с пониманием, ведь мне доверял больше всего, прислушиваясь к советам, старался тут же исправить все замечания, много раз повторяя на фортепиано одну и ту же музыкальную фразу, совершенствуя и отшлифовывая ее.
…Позже, уже приезжая из Львова в Черновцы, Володя никогда не забывал мою скромную «хрущовку» на проспекте 50-летия Октября, всегда заходил ко мне в гости и показывал свои новые песни. Моя комната наполнялась потоками волшебных звуков Володиного аккомпанемента, а хорошо поставленный сильный, приятного тембра голос его звучал на весь многоэтажный дом. Казалось, вокруг все возвышенно пело и радовалось от Ивасюковой музыки. Моя жена Алла, которую уже невозможно было удивить новой песней или вокальными данными певца, очень восторженно слушала Владимира, радуясь его творческим успехам, и говорила мне: «Вот это Володя! Какой замечательный композитор, а певец какой! Жаль, что учится на стационаре, а то был бы в «Смеричке» непревзойденным солистом».
…Как-то я приехал в гости к Володе в г. Львов. Он жил сам в двухкомнатной квартире, на улице, которая называлась, как и в Черновцах, — Маяковского. Встретив меня на железнодорожном вокзале, Володя гостеприимно пригласил пожить у него дома, предложив отдельную комнату. Пришла к нему в гости сестричка Галина и приготовила всякие вкусные кушанья, чтобы я с Володей за творческими делами не забывал поесть и не расточал свое время по разным кафе. Володя показывал мне, как обустроил мебелью свой рабочий кабинет. Оригинальная мебель, изготовленная по собственным эскизам и расчетам Володи на деревообрабатывающем комбинате в поселке Берегомет Выжницкого района на Буковине. В стенную нишу было вмонтировано пианино и стереомагнитофон «Тембр». Володя в то время много творчески работал, писал музыку к спектаклю по роману О. Гончара «Знаменосцы». Мы, как всегда, весело разговаривали, дискутировали, вспоминали съемки фильма «Червона рута», телеконкурсы, фестивали, наших друзей. Володя наигрывал мне музыкальные отрывки из будущего спектакля, а я, в свою очередь, наиграл ему свою новую песню «Черешневый гай», которую планировал дать исполнять Софии Ротару. Музыка уже была мною написана, но не было еще слов. Володе очень понравилась моя весенняя песня. Всегда сдержанный в похвалах, он на удивление вдруг разошелся в откровенных и искренних дифирамбах в мой адрес. Предложил, чтобы слова к песне написал именно Богдан Стельмах. Я срочно подготовил из случайных слов «рыбу-размер» для поэта. Володя собственноручно передал слова «рыбы» г. Богдану, и вскоре я получил красивые стихи для песни, которую Стельмах назвал «Черешневый гай». Послушав песню уже со словами, Володя восторженно сказал: «Левко! Получилась замечательная песня, которую может петь и Назарий, и Соня. Я за тебя, «старик», очень рад и от чистого сердца поздравляю с удачной песней!».
Володя умел радоваться успехам других, он никогда не завидовал, так как сам был независимым, ярким, неповторимым талантом и профессионалом своего дела, искренним другом, прекрасным парнем, который без колебания и корысти мог прийти на помощь, а тех, кто хотя бы раз в жизни ему в чем-то помог, никогда не забывал, высоко ценил и уважал.
Левко Дутковский
Интернет-конференция по поводу 55-й годовщины со дня рождення В. Ивасюка
2004