Статьи и эссе

Взрыв тоски о чем-то высшем, более чистом в жизни

Съемки фильма

В августе украинскому музыкальному телевизионному фильму «Червоная рута» исполняется 40 лет.

В начале 1970-х о Буковине и его молодецкие талантах услышал весь Советский Союз — благодаря «Червоной руте» и «Водограю», написанных студентом Черновицкого мединститута Владимиром Ивасюком, и тем, чьи голоса несли их в мир: ВИА «Смеричка» Левка Дутковского (тогда еще самодеятельный коллектив Выжницкого районного Дома культуры Черновицкой области), Василию Зинкевичу и Назарию Яремчуку. Чтобы закрепить достигнутое, возник замысел создать музыкальный телефильм. Авторы картины — сценарист Мирослав Скочиляс, режиссер Роман Олексив, звукорежиссер Василий Стрихович и оператор Аркадий Дербинян — считали, что его благосклонно воспримет молодежь страны.

Невероятная популярность песни «Червоная рута» определила и название фильма. Следовательно, в августе 1971 года в горном городке Яремче замысел был воплощен настолько удачно, что фильм стал настоящим бумом и все 45 минут стали взрывом тоски о чем-то высшем, более чистом в жизни и для малого, и для старого. По жанру «Червоная рута» — фильм-концерт, в котором можно увидеть столько знаменитостей: Левко Дутковского, Софию Ротару, Василия Зинкевича, Владимира Ивасюка, Назария Яремчука, Анатолия Евдокименко, Аллу Дутковскую (все молодые, красивые, еще ни о какой популярности даже не имеют понятия). Конечно же, солистов сопровождают талантливые буковинские ВИА «Смеричка» Левко Дутковского, «Карпаты» Валерия Громцева и два ивано-франковские коллектива: вокальный ансамбль «Росинка» Кристины Михайлюк и танцевальный ансамбль «Эврика» под руководством Георгия Желизняка.

Василий Зинкевич и Соня Ротар влюбляются друг в друга

Съемки фильма

Фильм имел свою сюжетную линию: в поезде «Донецк — Верховина» (в действительности же такой поезд в природе не мог существовать, поскольку поселок Верховина расположен в 31 км от ближайшей железнодорожной станции Ворохты) знакомятся карпатская горная красавица Оксана и молодой шахтер Борис (в роли Оксаны — преподаватель Черновицкого музыкального училища София Ротар — тогда еще без «у» в конце, именно так и записано в титрах, — Бориса играет солист «Смерички» Левко Дутковского Василий Зинкевич). Уже тогда — Восток и Запад вместе! Мы сильны, потому что имеем Восток и Запад!!!

Первой звучит написанная специально для фильма песня Владимира Ивасюка, которую поет Василий Зинкевич, «аккомпанирующий» себе на гитаре:

На швидких поїздах
Я долаю свій шлях, —
Хай летять до мети.
І легка моя путь,
Здогадались, мабуть,
Нових друзів я хочу знайти.
Я вітання везу від донецьких степів,
Синім горам везу.
Але в серці моїм буде завжди мій дім,
Бо люблю я Донбасу красу…

Парень и девушка влюбляются друг в друга. Весь сюжет построен на их взаимоотношениях. В Карпатах дороги молодых расходятся, но «донецкий парень» Борис разыскивает свою прекрасную карпатскую незнакомку Оксану. Влюбленные встречаются снова, и друзья приглашают их спеть на концерте для отдыхающих. Все свои чувства Оксана и Борис, конечно же, выражают в песнях.

Основные сцены телефильма «Червоная рута» снимались на туристической базе. По сценарию герои поют для всех, кто приехал в Яремче на отдых.

— В фильме видно очень много людей, — говорит Левко Дутковский. — Но специально на съемки никого не приглашали. Всем самим было интересно смотреть наш концерт — для этого они даже вышли на балконы.

Звучат 15 аранжированных песен, среди которых: «Нарисуй мне ночь» Мирослава Скорика и Николая Петренко, «Я пойду в далекие горы», «Червоная рута», «Водограй», «На скорых поездах» Владимира Ивасюка, «В Карпатах ходит осень», «Несравненный мир красоты» Левка Дутковского на слова Анатолия Фартушняка, «Течение» Руслана Ищука на стихотворение Степана Пушика, «В руки мы берем свои гитары» Валерия Громцева и Виктора Кураченкова, «Улетают журавли» Александра Билаша и Валерия Гужвы. Специально для фильма поэт Роман Кудлик пишет украинский текст итальянской песни Дона Бакке и Мариано Детто (в оригинале «L’immensitа» — «Необъятность»). На украинском языке она названа «Сизокрылая птица», становится культовой в репертуаре Софии Ротару на протяжении всей творческой карьеры.

«Ах, кавалеров мне вполне хватает, Но нет любви хорошей у меня!..»

В перерыве между съемками

Для того, чтобы фильм попал во всесоюзный эфир, москвичи настаивали, чтобы там прозвучали аж три песни российских авторов. Львовско-черновицкие телевизионщики умудрились записать только одну. Песня Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко «Бежит река» имела тогда уже немалую популярность благодаря Людмиле Зыкиной. В «Червоной руте» российский шлягер пела Раиса Кольца в сопровождении ВИА «Карпаты» Валерия Громцева.

Бежит река, в тумане тает,
Бежит она, меня дразня.
Ах, кавалеров мне вполне хватает,
Но нет любви хорошей у меня!..

К слову, существует две версии фильма — украинская и российская. Так необычно там слышать «изысканный» русский Василия Зинкевича, в котором трудно уловить «донецкий» акцент. В родном варианте, наоборот, какой изящный и милый сердцу Зинкевича украинский.

Алла Дутковская одела почти все песни в фильме

Съемки фильма

К тому времени «Смеричка» уже имела собственные самобытные сценические костюмы. Проблемой был костюм для Ротару. Тогда Левко вспомнил о дипломной работе жены, которая как раритет висела на почетном месте в Выжницком музее. Привезенное специально на такси Василием Зинкевичем (туда его послал Левко Тарасович) из Вижницы красно-белое платье будто специально было сшито для певицы. Алла не переделывала ни единого шва! Хотя с Соней Дутковская впервые познакомилась и подружилась тогда же в Яремче, они обе — Львицы (рожденные в августе), первая — настоящая «львица» в песнях, вторая — в создании сценических костюмов… Снимали «Червоную руту» весь август, поэтому отмечали дни рождения все вместе: 7-го — у Сони, 15-го — у Аллы.

Длинное красное платье главной героини Оксаны с двумя белыми вставками, вышитой стилизованной безрукавкой, аппликацией и подвесками из жемчуга делала фильм на подобие лучших голливудских (где на костюмы не жалеют ни денег, ни времени). Особенно памятным и волнующим мгновением было исполнение «В Карпатах ходит осень» Левко Дутковского. Соня эффектно сводит руки в длинном красном платье — настоящая «леди ин ред» — с такими же длинными, расширенными книзу рукавами. Классические украинские кинематографические кадры!

— Как это несправедливо, что удивительную мастерицу, художника-модельера Аллу Дутковскую так редко показывали по телевизору при ее жизни, и писали о ней недостаточно. И почему это всегда появляется несвоевременно… точнее — поздно… Смыслом творчества буковинской мастерицы стала редкая изящная работа над созданием сценических костюмов — сначала для «Смерички» ее Левка Дутковского, затем — «Червоная рута», «Черемош», «Живая вода», отдельно — для Софии Ротару, Назария Яремчука, Василия Зинкевича… — считает буковинская поэтесса Тамара Севернюк. — Сначала Вижница, потом Черновцы, далее — Киев, Москва, Ленинград, Прибалтика, Крым… Европа, Азия, Америка… Где только не гастролировали буковинские творцы — и везде их встречали бурями аплодисментов — сперва за одежду, искренне удивляясь и очаровываясь ее необычностью, тонкой, филигранной работой мучений творца… А в конце — за песню, одетую руками Аллы.

Стоит отметить, что «Смеричка», Левко Дутковский, София Ротару, Василий Зинкевич, Назарий Яремчук в фильме «Червоная рута» были в эстрадных стилизованных сценических костюмах от Аллы Дутковской.

«Без всяких «понтов» и никаких признаков какой-либо неотразимости или звездности!..»

На съемках фильма

— Слова «Течения» (она звучит второй, после «На скорых поездах» Ивасюка) написал ивано-франковский поэт Степан Пушик, а в фильме песню исполняла «Росинка», к девушкам «приобщается» и София Ротару (ее голоса не слышно, звучит фонограмма, а на видео она «поет»), — возвращаясь в те незабываемые времена, говорит тогдашний руководитель ВИА «Опрышки» Ивано-Франковского пединститута Руслан Ищук.

Де Дністра швидка течія,
Дівчина живе нічия.
Гей, гей, гей, ріки течія —
Дівчина живе нічия…

Стоит сказать, что мое имя даже не упомянули в титрах фильма — дала о себе знать бунтарское и смелое название нашего коллектива — «Опрышки» (россияне переводили как «Опричники»)…

— Так случилось, что в фильме по сценарию «Водограй» должна была петь главная героиня (София Ротару) вместе с Василием Зинкевичем, — говорит тогдашняя солистка ВИА «Смеричка» Левко Дутковского Мария Исак. — Не знаю, по каким причинам, но они в дуэте не смогли спеть и записать ее. В фильме звучит выполнение наше с Назарием Яремчуком, хотя в кадре «поют» Василий и Соня.

Тече вода, тече бистра, а куди — не знає,
Поміж гори в світ широкий, тече, не вертає.
Ми зайдемо в чисту воду біля водограю
І попросим його щиро — хай він нам заграє…

Уже позже, когда Назарий был на гастролях во Львове, часто говорил мне: «Так, как мы с тобой пели «Водограй», я больше не мог ни с кем спеть».

— В 1971 году Львовское областное телевидение, где я тогда работал, снимало музыкальный телефильм «Червоная рута». Хотя там звучало много песен Владимира Ивасюка, по сюжету нужна была еще какая-то песня для главной героини, — добавляет и свое воспоминание поэт Роман Кудлик. — Режиссер фильма Роман Олексив (увы, ныне покойный) принес записанную на старом магнитофоне итальянскую песню «L’immensitа» (музыка Дона Бакке и Мариано Детто). Прослушал довольно интересную мелодию и написал так называемую «рыбу», т.е. текст на готовую музыку. Я не знал итальянского языка, не знал, о чем поется в итальянском варианте (если честно, не знаю до сих пор). Олексив попросил меня, чтобы стихотворение было о любви. Я написал совсем другой, то есть свой текст. Настроение в музыке был замечательное, и оно мне внушило такие слова, которые зародились сразу, и их больше не переделывал:

О сизокрилий птах, ти моє серце
Із синіх верховин поніс у далечину,
Лишив мене сумну зустрінути весну.
О сизокрилий птах,
Згубився шлях твій у житах,
Даремне вітер перейма — тебе вже нема.

Песню записала София Ротару. Стоит признать, что никто не смог спеть ее лучше Сони. Не слышал никого лучшего ее, хотя молодежь пробовала и пробует ее петь также.

— Фонограммы записывали в Черновцах, ведь все главные герои — из Буковины, — вспоминает звукорежиссер фильма Василий Стрихович. — С Соней Ротару мы могли до утра делать до 15 дублей. А потом в шесть шли на рынок, покупали что-нибудь поесть. И завтракали в парке. Без всяких «понтов» и никаких признаков какой-либо неотразимости или звездности!.. Фильм снимали в Яремче. На танцах в Доме культуры мы с Володей Ивасюком познакомились с местными девушками, потом, конечно, провожали их домой. В какой-то миг за плечами услышали топот. Первыми испугались девушки: «Ой, это наши ребята собираются вас бить!». Мы спрятались от мести на сеновале, а лестницу вытащили наверх. Нас искали, но не нашли… Володя, с которым я дружил, был нормальным компанейским парнем. Как и все мы, любил «оторваться» где-то на природе. Из напитков предпочитал шампанское. Ему всегда нравились девушки — выше его ростом блондинки. Кстати, Москва охотно принимала все новое украинское. Благо, талантов и новых песен нам всегда хватало. А как на «ура» прошел украинский музыкальный телефильм «Червоная рута»! Никто не смог повторить того, что когда-то сделали «Смеричка» Левко Дутковского и София Ротару. Больше, чем они украинских песен на всем постсоветском пространстве не спел никто.

«Фильм «Червоная рута» становится своеобразным взрывом тоски о чем-то высшем, более чистом в жизни»

Съемки фильма

Телевизионщики подошли к этой картине с богатым опытом, их хороший вкус не ошибся: они избежали экранных штампов и отразили полную гармонию между героями фильма, их песнями и естественным фоном, на котором разворачиваются события.

«Червоная рута» не был первым в своем жанре, как некоторые считают. В 1967-м году на Львовском телевидении благодаря Мирославу Скочилясу появился первый украинский телевизионный музыкальный фильм продолжительностью 25 минут. В его основе — заигрывание трех певцов (артисты диксиленда Львовского мединститута «Медикус», один из них — руководитель коллектива Игорь Хома) к красивой вокалистке (ее роль исполняла Леся Стадник), которая, в конце концов, выбрала себе совсем другого парня. Вот из того фильма вышла народная песня «Грустная я была» в современном эстрадном прочтении.

Сумна я була, сумна буду:
Любила-м хлопця — не забуду,
Любила-м хлопця — він мя покинув,
Він мя покинув — сама буду.

Фильм получил награду на одном из фестивалей в Ленинграде. В те времена Львовская студия телевидения (у нее было эфирное время в семи областях Западной Украины) имела свое обаяние и свою самобытность. Большая заслуга в этом и Мирослава Скочиляса. Львовян любили за украинский язык. Не раз в конце 1960-х звонили из Москвы Мирославу Федоровичу и настойчиво просили отправить «что-нибудь экзотическое», то есть украинское. Тот говорил: «Пожалуйста!». Нужно было что-то к новогодним праздникам — нет проблем!

В 1968-м Скочиляс снимает еще один новый музыкальный фильм (вместе с Романом Олексивым) «Сейся-родись!», В котором сестры Байко поют (а в действительности колядуют то, что «пропускала» тогдашняя атеистическая коммунистическая цензура).

Что интересно: Скочиляс всегда доверял Олексиву и наоборот, Олексив знал, что лучше Скочиляса никто не напишет сценарий.

— Фильм «Червоная рута» становится своеобразным взрывом тоски о чем-то высшем, более чистом в жизни, — писал писатель Михаил Ивасюк в своей книге «Монолог перед лицом сына». — В нем удивительно слаженно сотрудничают львовский сценарист Мирослав Скочиляс с режиссером-постановщиком Романом Олексивым. К ним присоединяются звукооператор из Черновицкой студии телевидения Василий Стрихович и оператор студии «Укртелефильм» Аркадий Дербинян.

«Мы с песнями Владимира Ивасюка — молодые…»

— В сенокосном августе 1971 года все участники фильма «Червоная рута» собрались в легендарной Яремче, — вспоминал Назарий Яремчук. — Володя приехал с неразлучной гитарой и везде — в автобусе или на берегу Прута, под копной ароматного сена — сочинял и напевал песни. В фильме Володю можно увидеть: он исполнял роль директора мнимой концертной программы. С напутственными словами: «Держись, старик!» он выводил певцов на сцену. И не только в фильме, а и в жизни Владимир Ивасюк помог найти свой голос и спеть по-настоящему Софии Ротару, Василию Зинкевичу, мне, многим другим исполнителям.

Вот только мать Назария Яремчука — Мария Дарьевна — не смогла порадоваться за сына: она умерла, когда фильм снимали…

Левко Дутковский, Василий Зинкевич и Назарий Яремчук со своей «Смеричкой» вели активную концертную жизнь. Теперь даже трудно поверить, что можно было за 20 дней дать 60 концертов и больше. Везде — полные залы, а слушатели готовы были даже висеть на люстрах, чтобы услышать своих любимцев. Те, кто не попадали в залы, плакали. Пройдет совсем немного времени, и ансамбль «Смеричка» Левко Дутковского назовут украинскими «Битлз».

Настоящий большой успех в фильме «Червоная рута», в котором она спела с уже знаменитой «Смеричкой», пришел и к Софии Ротару.

— Тогда никто и не думал о том, что будет дальше. После съемок телефильма заместитель директора Черновицкой областной филармонии Пинхас Абрамович Фалик предложил мне вместе со «Смеричкой» и Софией Ротару перейти на профессиональную сцену в филармонию. И я, посоветовавшись с участниками «Смерички», решил оставаться в Вижнице и предложил мужу Софии, Анатолию Евдокименко, создать свой ансамбль и назвать его как и телефильм, «Червоная рута». В конце 1971 года ново-созданный ВИА «Червоная рута» с солисткой Софией Ротару, взяв за основу своего репертуара популярные песни ансамбля «Смеричка», поехал в свой первый концертный тур. Сейчас считаю, что, наверное, сделал ошибку, возможно, «Смеричка» с Василием Зинкевичем, Назарием Яремчуком и Софией Ротару была бы непревзойденной в то время не только в Союзе. Но кто не ошибается… В творчестве все может быть… — рассуждает теперь основатель «Смерички» Левко Дутковский.

В 1971 году София Ротару стала профессиональной певицей.

Но это уже совсем другое кино…

— Мы с песнями Владимира Ивасюка — молодые, — считает Василий Зинкевич. — Не только в моей жизни, а в жизни других певцов он сыграл особую роль. Потому что на его песнях учились петь. И они легко пелись. Он сам имел прекрасный голос, умело и красиво пел. Он любил своих исполнителей, «своих» певцов, хотя никогда об этом не говорил. Мы считали это честью и также относились к нему с особым уважением. Он имел талант цементировать вокруг себя единомышленников. Это никого не обижало, хотя мы были почти ровесники. Особым было его отношение к Софии Ротару (она спела 21 песню Ивасюка!) — любил ее чрезвычайно. Собственно, для нее писал. И она пела голосом Володи Ивасюка. Я считаю, что этот творческий дуэт был уникальным явлением на нашей эстраде.

P.S.

На отечественный телеэкран шедевр «Червоная рута» вышел уже осенью. Фильм еще раз подтвердил, что Буковина стала животворящим неисчерпаемым источником современной украинской эстрадной песни.

А уже в декабре того же 1971-го в московской концертной студии Останкино в финале «Песни–71» — он проводился впервые — украинская «Червоная рута» в исполнении Василия Зинкевича и Назария Яремчука и Владимира Ивасюка стала победителем песни года!!!

Но это тоже уже другое кино…

Зато, какое дорогое и милое сердцу…

Михаил Маслий

Западная информационная корпорация

2011