Статьи и эссе

Как стрела к горизонту время в даль летит

И снова вечер воспоминаний в Мемориальном музее-квартире Владимира Ивасюка. На этот раз он посвящен народному артисту Украины, композитору Левку Тарасовичу Дутковскому, автору «Бажання», «Несравнимый мир красоты», «В Карпатах ходит осень», «Если пройдет любовь» и других песен, которые знают, любят и поют сегодня.

Но имя это прежде всего ассоциируется со «Смеричкой», так как именно он собрал в подгорном городке Выжница талантливую певучую молодежь и создал вокально-инструментальный ансамбль, который со временем прославил и Выжницу, и Буковину, в конце концов, и всю Украину.

Так как это было

ВИА «Смеричка»

В новогоднюю ночь 1967 года на сцене Выжницкого дома культуры пела группа. «Снежинки падают» — такое название имела песня. Ни автора музыки Левка Дутковского, ни песни, ни самых исполнителей никто тогда еще не знал. Но понравились манера исполнения, хорошо подобранные голоса…

Очень скоро огласка о Выжницкой эстрадной группе дошла до Черновцов. И молодые люди из областного центра в субботу ездили на танцы в Выжницу, где играл и пел новый коллектив.

Поскольку состоял он преимущественно из девушек, которые работали в доме культуры методистами и инспекторами (как Раиса Хотимская, Мария Нагалюк, Неля Чебан, Мария Исак) или учились в школе (как Зоя Якубовская), больших трудностей с названием ансамбля не было. Будто смереки стройные и хрупкие, смотрелись они на сцене. Так и группу решили назвать «Смеричка». Руководителем стал молодой композитор, который только вернулся из армии, Левко Дутковский. Несмотря на молодость, руководитель проявил незаурядную настойчивость: учил чисто петь, слушать музыку, держать ритм, учил, как надо двигаться на сцене, стоять…

Изнурительные репетиции нередко продолжались до утра. Группа стремительно набирала популярность и как мощный магнит, притягивала талантливых молодых людей. Василий Зинкевич, немного спустя Назарий Яремчук… Работа кропотливая, ведь из разрозненных талантов надо было создать ансамбль — живой, единый организм. Удивляешься, как за довольно короткий промежуток времени это удалось сделать Левку Дутковскому, опыта же в этом у него не было, все с tabula rasa (с чистого листа). Хотя к тому времени происходил мощный всплеск эстрадной культуры в мире вообще и в республиках Советского Союза в частности («Песняры», «Самоцветы»…), но «Смеричка» никому не подражала. Это был самобытный коллектив — от стилизованных под гуцульские костюмов и до репертуара песен Ивасюка, Дутковского — своих, буковинцев.

С Левком Дутковским

У руководителя «шара» не проходила. Каждое движение, каждый звук оттачивались до совершенства. А зрителям, слушателям и в голову не приходило, сколько работы, бессонных ночей за таким естественным легким пением, непринужденными грациозными движениями. И уж никто не мог подумать, что «Смеричка» состоит из любителей. Специальное музыкальное образование имели единицы, остальные — природные данные и огромное желание петь, передать песнями непревзойденную красоту Карпат, волшебный свой край. Их начали приглашать в Черновцы на ТВ, а 22 декабря 1971 года коллектив поехал на всесоюзный конкурс «Песня–71» в Москву и стал победителем. Смерековое трио: Василий Зинкевич, Назарий Яремчук, Владимир Ивасюк пели «Червону руту». После их исполнения артистка Валентина Толкунова жаловалась: «Почему меня так не слушают, как этих ребят?!». А успех был, в самом деле, ошеломляющий.

В морозный февральский день 1972 года в Черновцы приехали столичные (московские) телевизионщики: четыре автобуса с оборудованием и творческой группой. В университете проходила областная комсомольская отчетно-отборная конференция, а еще отбор на всесоюзную программу «Алло, мы ищем таланты». Представители из 8-ми областей Западной Украины соревновались за право поехать в Москву. «Смеричка» пела последней. Ведущий программы Александр Масляков после выступления коллектива разговорился с Владимиром Ивасюком. Но поскольку передача шла в прямой трансляции, то пришлось задержать выход программы «Время» на 20 минут, за что Масляков получил выговор. В то время этот поступок мог быть расценен как политический демарш и ведущий легко мог быть уволен, хотя и выговор — тоже не сладкий. Интересно, что спустя некоторое время, когда у Маслякова спросили, повторил бы он свой разговор с Володей, если бы знал, какие он будет иметь последствия, он ответил утвердительно и добавил, что Ивасюк настолько благородный, умный, одаренный молодой человек, что общаться с ним, слушать его было настоящим удовольствием, и он не жалеет. В том же таки 1972 году «Смеричка» стала лауреатом областной комсомольской премии им. К. Галкина и республиканской комсомольской премии им. Н. Островского, они пели на XXII Олимпийских играх в Москве…

«Смеричку» знали и любили во всех городах и городках бывшего Союза. Искреннее замечательное исполнение прекрасных песен, природная красота вокалистов брали в плен сердца зрителей.

Шли годы, изменялся состав ансамбля. Вместо музыкантов-любителей пришли профессионалы. Долгое время постоянным оставался дуэт Василий ЗинкевичНазарий Яремчук. Вероятно, не у одной девушки сладко замирало сердце, когда на сцену выходили красавцы-парни в гуцульских костюмах. А они пели… В пении слышался и плеск волн бушующего Черемоша, и шепот трав в зеленой роще, и волшебная несравнимая безграничность Карпат… Пели и не думали об имидже, которого надо придерживаться (по крайней мере так казалось), будто песня, которая рождалась в их сердцах, вырывалась на волю сизокрылой птицей музыки и слов.

Вообще коллектив «Смерички» был удивительно гармоничным. Не скажу, что у них не было амбиций, амбиции, наверное, были, но преобладало творчество, а еще безоговорочный авторитет руководителя и друга — Левка Дутковского — и дружеское, почти родственное отношение друг к другу, которое, к слову, сохранилось и до сегодня.

Левко Тарасович оставался руководителем «Смерички» до 1978 года. Назарий Яремчук посвятил тридцатилетию своего учителя и друга стих «Окна творчества»:

В ночном спокойствии —
Беспокойство. Тревожные гаммы в сердце стучат.
Ночь не для него,
Спокойствие не для него.
Песни Черемоша с гор звонких летят…

Он и был другом, советчиком, суровым руководителем и мудрым учителем.

Сегодня, когда далеко не лучшие коллективы имеют высококачественную аппаратуру, трудно поверить, что «Смеричка», которую уже хорошо знали, не имела более или менее качественных инструментов. Тогда Дутковский написал письмо министру культуры СССР Екатерине Фурцевой и попросил помочь купить хорошие гитары для ансамбля. Откровенно говоря, не надеялся на ответ. И какая же была радость, настоящий праздник, когда из Москвы прислали два замечательных инструмента. А потом по крохам собирал деньги на усилитель. «Но он же стоит как целая корова!» — говорили ему. Все же купил эту «корову». Делал все, чтобы его «Смеричка» играла всеми гранями своих талантов.

Когда в 1979 году не стало Володи Ивасюка, Левко Дутковский поехал во Львов проститься со своим братом по творчеству. Это был поступок. Власть всеми силами старалась нивелировать страшное трагическое событие — загадочную Володину смерть, и того, кто осмеливался идти против нее, ожидало серьезное наказание. Но это была его позиция.

Феномен «Смерички» удивляет специалистов и до сих пор. Живописная Выжница, которая прикасается к прадавним Карпатам, сами горы, на вершинах которых покоятся тучи, тропинки и горные долины, неистовый норовистый Черемош — все излучает красоту, творчество, все наполнено музыкой, но ее надо ощутить и услышать. Дутковский какой-то непонятной интуицией выбирал наилучших. Образование значения не имело. Главное, чтобы душа пела и воссоздавал голос. А уже потом начинал лелеять, оттачивать, шлифовать природное дарование. К каждому находил подход. Назарию, например, не надо было долго объяснять, он схватывал, как говорят, на лету, а с Василием все-таки поработать.

В одно время в Черновцах пели «Маричка», «Карпаты», «Смеричка». Более того, когда нужно было записать суперовую фонограмму, собирались все вместе. Но именно «Смеричка» достигла высочайших высот эстрадного Олимпа. Определенной мерой этот ансамбль стал полпредом Украины, украинской песни в мире. В одном из интервью Назарий Яремчук рассказал, что «Червона рута» стала визитной карточкой Украины. Каждое свое выступление он начинал ею. В Индии или Монголии, в любой другой стране, где гастролировал артист, ему подпевал зал: «Потому что твоя красота — то чистая вода, то быстрая вода с синих гор…»

Почти 30 лет пела «Смеричка». Она очертила целую эпоху эстрадной песни, эпоху романтизма, творчества, лирики, бесграничной влюбленности в свой замечательный край, в песню…

Р.S. Благодарю за рассказ «Смеричку»: Марию Наголюк, Нелу Чебанову, Дарку Риптих, Зою Якубовскую, Алексея Сиренко, а также директора Мемориального музея В. Ивасюка Прасковью Нечаеву.

Елена Росинская

Газета «Час 2000» №9

2004