Статьи и эссе
Объединяет украинцев в мире
Лишенный национальной государственности, украинский народ на протяжении веков поддерживал свою идентичность исключительно средствами собственной культуры. В условиях недостаточной ее защищенности и социальной структурированности именно на личностно-авторские начала приходилась большая частица ответственности за бессмертность национальной культурной традиции. Поэтому определенный круг выдающихся деятелей в украинской культуре имеет выразительное институциональное значение. В XX ст. к этот круг, несомненно, входит фигура Владимира Ивасюка.
Касаясь темы жизни и творчества Владимира Ивасюка, невозможно избавиться от ощущения трагичности: еще весьма близко мы находимся от времени его рождения и гибели. Он остается современником среди нас. Вместе с тем, наше отношение к Владимиру Ивасюку должно быть более органичным и соотносительным с формой и содержанием его творчества. Ведь именно с имени Ивасюка начинается отсчет современной украинской эстрадной песни. Эстрада же, как известно, приналежит к так называемому легкому виду сценического действа во всех возможных регистрах трактовки этой «легкости», и прежде всего — с точки зрения того, что она, начавшись на рубеже XIX–XX столетий, остается молодой по своему возрасту среди других видов музыкального творчества. Преимущественно молодежной она является и по авторскому и исполнительскому составам. И вдобавок сам Владимир имел светоносный характер. Солнечность его натуры подчеркивали родители, родные, друзья, все, кто вблизи общался с ним.
Вопреки короткой и трагически оборванной жизни, В. Ивасюк успел немало сделать для украинской культуры, широко манифестировать в мире современную национальную песню. Его творчество на практике отвергло «тезис» о вторичности и провинциальности украинской культуры. Ведь «Червону руту» и прочие песни знали и пели и напевали на всех континентах. В истории украинской эстрады Владимир Ивасюк остается началом, основой и вместе с тем своеобразным горизонтом-мерилом, к которому предназначено тяготеть сегодняшней украинской эстрадной практике.
То, что Владимир Ивасюк — всесторонне одаренный юноша: поэт, композитор, художник-акварелист, главной сферой своей деятельности выбирает именно музыку, не случайность. Судьба стояла на стороже его своевременности и уместности прихода. Ведь с конца 60-х годов стало очевидным, что из разных видов художественной деятельности музыка становится ведущей. Она, массовая и популярная, стремится быть для новых поколений литературой, театром, философией и даже больше, чем искусством. Она тяготеет к тому, чтобы быть образом жизни, коммуникации и действия. Автономизируясь в контексте тогдашней молодежной культуры, музыка стремится принять на себя утвердительные и преобразовательные функции относительно самой реальности.
То, что успел сделать Владимир Ивасюк в области украинской массовой культуры, соотносительно по своему резонансу и внутренней структуре с творчеством известного во всем мире украинского скульптора, графика и живописца Александра Архипенко (1887–1964), которое представлено в фолианте «500 шедевров», подготовленном и отпечатанном в Великобритании. Творческое наследство В. Ивасюка по уровню осведомленности с ним в мире и авторским модусом музыкального мышления, которое отвечало тогдашним новейшим тенденциям (распространение биг-битовой музыки при повсеместном возрастании в Европе интереса к собственному фольклору), целиком достойно, чтобы войти в издание музыкального характера, аналогичного к изобразительным «500 шедеврам».
Благодаря Владимиру Ивасюку украинская эстрада, которая составляла сердцевину всей тогдашней зрелищно-массовой культуры, приобретает поисковую энергичность, развитость, вообще своеобразную знаковость, поэтому целиком уместно говорить о феномене Владимира Ивасюка в украинской культуре XX ст., своеобразной символичности его фигуры.
Определяющей чертой этой знаковости, во-первых, является преодоление В. Ивасюком структурного кризиса украинской советской эстрадной культуры. При этом невиданный успех и признание публики, победы на разных международных и всеукраинских конкурсах создавали славу именно украинской песне, поскольку композитору каждый раз удавалось сохранять кантиленную наследственность украинского мелоса. В этом убеждает, кроме результатов профессиональных музыковедческих исследований, также косвенное с Владимиром Ивасюком творчество Левка Дутковского, Назария Яремчука, Василия Зинкевича, Софии Ротару, Павла Дворского.
Эта когорта творцов подтверждала весомость центробежных тенденций в культурных процессах как в границах тогдашней УССР, так и всего СССР. Конкуренция эстетичных идей вышла за пределы центра (как Киева, так и Москвы), где они, как правило, быстро ассимилировались и «выравнивались». В лидеры вышел целый корпус региональной художественной интеллигенции с актуальными и сильными художественными идеями и формами. Затем сложились другие условия диалога в культурной среде.
Наверно, Владимир Ивасюк для кого-то олицетворял альтернативу относительно господствующего официоза в сфере культуры и органах управление ею. Противостояние между Владимиром Ивасюком и официальными метрами в области музыки зафиксировано в материалах документального характера, воспоминаниях тех, кто близко общался с творцом на разных уровнях. Молодому композитору неоднократно пришлось одолевать сопротивление и непонимание его музыкальной концепции, а то и просто черную зависть. Атмосферу, когда даже талантливую новую песню о любви приходилось «проталкивать» с титаническими усилиями, передал, в частности, Валерий Марченко. В своих «Письмах к матери из неволи» он отмечает, что ярчайший пример в этом плане — «Червона рута». Свыше года она пролежала у известного народного артиста, который не отваживался пустить ее в мир. В формальном плане этот факт можно рассматривать как принадлежащий к процессу художественного творчества, а эстетичное невосприятие по своей интенсивности, как известно, может быть более сильным, чем идеологическое и политическое. И, наверное, тут было все трагически перемешано.
Не занимаясь политикой, Владимир Ивасюк своим творчеством вместе с диссидентским движением закладывал фундамент современного украинского возрождения. Национально окрашенная популярная музыка в условиях советского тоталитарного режима невольно получала статус оппозиционного явления. Вместе с тем творчество В. Ивасюка, имея общий успех, на некоторое время уравновешивало настроение национально сознательной части украинского общества, вселяло надежду на лучшие времена и возможные перспективы.
При этом фигура Владимира Ивасюка создает одну из цепочек преемственных связей украинской
культуры с национальным наследством предыдущих веков. Почвой его песенного творчества является
вековое народное поэтическое и музыкальное творчество, которое он сам собирал по буковинским селам.
Молодой автор был также знаком с фольклористическими сборниками М. Максимовича,
З. Доленги-Ходаковского, Н. Лысенко, М. Драгоманова, И. Франко, В. Гнатюка
и других исследователей, которые своей работой заложили основы для создания целостного образа
украинского фольклора, сделали разнообразные типы его научной публикации. Благодаря ним украинская
этнография, по выражению М. Грушевского, на продолжительное время становится «боевой наукой».
Показательно, что В. Ивасюк во время встречи со студентами и преподавателями Одесского
университета в марте 1972 г., отвечая на вопрос о том, как он написал «Червону руту», указал: “Однажды, читая «Коломыйки», напечатанные
выдающимся фольклористом Владимиром Гнатюком в четырех томах, я натолкнулся в нескольких местах на
выражение «рутонька червона»… Меня очень заинтересовало такое объединение несовместимых понятий:
«рута» и «красная»”.
Один раз в двадцать лет она зацветает красным цветом.
В Черновицком мемориальном музее Владимира Ивасюка сохраняется и том фольклористической работы В. Гнатюка — одного из большой «тройки» (М. Грушевский, И. Франко, В. Гнатюк — З. З.), которая, — по выражению В. Янева, — творила Золотую Пору научного общества им. Т. Шевченко. Итак, оригинальное и ярко выраженное авторство В. Ивасюка органически вырастало на народной традиции, которая усилиями нескольких поколений украинской интеллигенции была зафиксирована в письменной форме.
Экзистенционально важно для украинской культуры, что В. Ивасюк в своем творчестве проникался теми же проблемами, которые старались решить деятели украинской культуры рубежа XIX–XX столетий. Его волновала еще и до сих пор актуальная проблема украинской солидарности, культурной интеграционности. Киевский поэт Василий Марсюк, автор текста «Баллады о двух скрипках», вспоминая общую с В. Ивасюком работу над песней, отмечает, что на вопрос: «Наверное, будет в сопровождении ансамбля скрипачей?» Володя ответил:
— Э, нет, будут играть цимбалы… Я хочу в этой песне соединить два мелоса — восточноукраинский и западноукраинский. Мелодия для голоса будет восточноукраинская, а сопровождение — гуцульское, на цимбалах. Вот увидите, как выйдет! — Замысел был с блеском воплощен.
Так Владимир Ивасюк в украинской культуре последней четверти XX ст. продолжает идейную и художественную связь нескольких поколений украинской интеллигенции. Своей работой он вместе с другими превращал большую народную традицию в модальность украинской модерной культуры.
Кроме популярных песен, В. Ивасюк является автором двух сюит, инструментальных пьес, частичное исполнение которых, в частности, в марте 1999 года в Черновцах, подтвердило глубину его музыкального творчества классического направления. Он разработал также либретто для оперного произведения. Его многогранное и высокоценностное наследство и сейчас объединяет украинцев в мире.
Зинаида Зайцева
Книга «Владимир Ивасюк. Жизнь — как песня»
2003