Книги о Владимире Ивасюке и песенники

Мир песенной красоты

Встречи на славу

Первым принес в ансамбль песни «Смереки», «Подари мне Карпаты», «Верба» самодеятельный композитор из Вашкивцев над Черемошем Василий Михайлюк. Этот рассвет его сотрудничества с Левком Дутковским был судьбоносно удачным, ведь вспыхнул уже их совместный с поэтом-земляком Николаем Юрийчуком буйный цвет «Черемухи», которая в исцеляющих запахах Прикарпатья держит и до сегодня благодарный мир. Левко Тарасович аранжировал для «Смерички» первые песни В. Михайлюка.

Красота смерековая
Не плачет, не вянет,
Когда осень в дубравы
Зеленые заглянет…

Пела первая солистка «Смерички» Лидия Шевченко.

На смотре художественной самодеятельности района в 1967 году молодежный эстрадный ансамбль «Смеричка», как свидетельствует в первой публикации о коллективе районная газета, в составе женской вокальной группы — Раисы Хотимской, Стеллы Фрунзе, Аллы Ольшанской, Нины Цопы, инструментальной группы — Юрия Шорина, Алексея Гончарука, Александра Шкляра, Михаила Ивасишина и руководителя Левко Дутковского занял первое место. А в Черновцах «Смеричка» дебютировала в доме офицеров написанной Л. Дутковским в новом музыкальном стиле вступительной инструментальной композицией «Шляпа, сапоги, ковбойские штаны», которая исполнялась самоуверенными длинноволосыми парнями в модных штанах-клеш и в зеленых стилизованных кафтанах-безрукавках, изготовленных по идее ученицы Выжницкого училища прикладного искусства Аллы Дутковской, и прошла с чрезвычайным успехом у зрителей, но была негативно оценена функционерами от культуры. «Мы себя уже почувствовали украинскими «битлами» (зрительская молодежная аудитория так кричала от восхищения, что музыканты не слышали, что играли), — вспоминал Л. Дутковский, — как внезапно кто-то выключил ток, и… гитары замолкли. Осиротело выстукивал растерянный ударник на чешской установке с надписью «Смеричка», и саксофонист доигрывал свою партию. Я пытался спасти ситуацию на пианино. Но внезапно неожиданно еще и закрылся занавес». Ансамбль был лишен возможности брать участие в смотре из-за не восприятия организаторами его новаторского стиля, новой темпоритмики.

Это не остановило Л. Дутковского. Первый в Украине «инструментально-вокальный» ансамбль под вдумчивым руководством композитора ищет самое удачное соединение современных модных ритмов, которые заполонили мир, юношеского гордого влечения к усовершенствованию с фольклорным богатством Буковины, Галичины, Закарпатья, гармонии индивидуальной исполнительской манеры со сложным пением ансамбля и совершенным владением инструментами. А они же ой как необходимы были молодым романтикам. Потому Левко Тарасович обратился в Министерство культуры в Москву лично к министру культуры Екатерине Фурцевой, как вспоминает маэстро, с просьбой помочь приобрести гитары. А там поняли посильную для них роль и прислали новые для глубинки инструменты — дефицитные электрогитары с зарубежной выставки, что изрядно окрылило коллектив энтузиастов.

Талантливая интерпретация выжницким ансамблем разнообразия украинского фольклора с современными ритмами поп- и рок-музыки придала ему, как писала пресса того времени, неповторимое звучание, обусловила широкую популярность любительского коллектива особенно среди молодежи района, Черновцов, области, Украины и за ее границей. В 1967 году Левко Дутковский создал новое произведение в стиле блюз «Желание», на его музыку слова также написал поэт А. Фартушняк. Песня быстро стала популярной, звучит на радио и телевидении, уверенно утвердила новый музыкальный стиль «Смерички». Уже в марте 1968 года ВИА «Смеричка» (солист Владимир Матвиевский) исполнил песню Л. Дутковского «Желание» на Черновицком телевидении, транслировавшем передачи на всю Украину в программе «Камертон хорошего настроения».

Именно тогда студент мединститута Владимир Ивасюк пришел на телевидение, чтобы встретиться с Левком Дутковским, похвалил его песню «Желание», попросил ее для исполнения на вечерах молодежи в Черновицком доме офицеров, где он пел. Она стала любимой песней Володи и всегда была в его репертуаре. Исполнял ее как на сцене, так и под гитару в кругу друзей. Как же было не помечтать с ветрами?

Заблудились ветры
На дорогах где-то крутых,
Задремали в чистых росах в хлебах.
И георгины белый цвет
Загляделся на звездолет,
Что-то ищет в синих краях.

Вскоре Володя передал Левку свою первую песню, уже написанную в стиле «Смерички», — «Милая моя», которую исполняли в 1968 году Володя Михайлюк и Виталий Середа. Василий Зинкевич как раз в конце этого года вернулся из армии для продолжения учебы в Выжницком училище прикладного искусства, снова танцует в народном ансамбле «Смеречина» под руководством Галины Левиной. Вместе с юношами и девушками (почти все — из училища) работает над усовершенствованием техники танца, костюмов, помогает в изготовлении отдельных деталей одежды (ведь получил специальность мастера по художественной обработке металла) художнику-модельеру ансамбля Алле Дутковской. Это она еще в 1967 году впервые на эстраде основала стилизованные сценические костюмы. Изготовленные на народной основе, они гармонировали с песнями, творили красоту. По приглашению Л. Дутковского Василий Зинкевич стает участником «Смерички», получает первые уроки вокального пения, потому как до того никогда не пел. Вместо выбывшего солиста Алексея Гончарука для записи ансамбля на Черновицком телевидении В. Зинкевич готовит песню Л. Дутковского, рожденную в новом музыкальном стиле и манере исполнения «Смерички», «Снежинки падают». Она и стала его дебютом как певца на «Выжницкой фабрике песен» Л. Дутковского. Тот звездный старт всегда радостно вспоминает лауреат Государственной премии имени Тараса Шевченко, народный артист Украины Василий Зинкевич.

Но… в одной из трансляций Черновицкого телевидения на Центральное рожденная из первоисточников украинского мелоса песню «Снежинки падают» в исполнении «Смерички» была оценена как пропаганда украинского буржуазно-националистического низкопробного искусства… не свойственная советской молодежи… Отсюда и нарастающие проблемы коллектива. Разжигаемая борьба с «украинским национализмом» и контролированное давление на украинскую интеллигенцию, вездесущий запрет глубинного изучения и популяризации украинской истории и культуры заставляли соблюдать в формировании репертуара творческих коллективов традиции обязательного присутствия песен, воспевающих интернационализм.