Книги о Владимире Ивасюке и песенники

Жизнь и смерть Владимира Ивасюка

Через пятнадцать лет

Прошло почти полтора года.

Брюховичи возле Львова. Озеро с детским лагерем отдыха возле него. Заснеженные лесные тропинки. Декабрь 1993 года…

Вместе с людьми, которые первыми из числа гражданских увидели повешенного Владимира Ивасюка (еще и ныне они просят не называть их имен) идет к трагичному буку, который принял на себя смерть композитора. Наконец-то, это дерево находим. Пять ран на нем (кору вырезали для криминальной экспертизы) уже затянулись новым слоем «шкуры». Как собственно и рана в сердцах людей, знавший лично и ценивших как творца известного украинского композитора, и тех, кто смирился с официозной версией — самоубийца, и тех, кто смирился с мыслью, что доказать другую версию просто невозможно… Ведь прошло пятнадцать лет.

Один ствол викториевидного дерева чья-то подлая рука уже спилила, второй — высочеет в небо метров на двадцать. А вот ветвь, на которой висел мертвец, усыхает… Правду, наверное, говорят в народе: «Дерево, принявшее на себя мертвеца, должно и само умереть…» Пройдет несколько лет, возможно, этого бука не станет совсем. Тем более что живы еще люди, которые хотели бы уничтожить память не только о Владимире Ивасюке, а и о месте его трагической кончины. Поэтому, нужно срочно обратиться через газету «За вольную Украину» к Львовскому Студенческому Братству, чтобы юноши и девушки огородили это дерево забором, поставили возле него памятный знак: место трагедии человека, как и место и время его триумфа, наследники должны помнить и знать.

— Я тут бывал несколько раз, когда огласили розыск Ивасюка, — говорит один из моих поводырей, — но повешенного не видел. Потом огласили из Львова прекращение поиска. А через неделю внезапно снова — «Искать!».

Нашел мертвеца солдат воинской части, которая проводила учения «Охоту на лисиц» — своеобразную военную игру на поиск объекта по радиосигналу. Так, может, тут, недалеко от повешенного, и оборудовали специальные сигналы, чтобы навести солдата на мертвеца, которого ночью «устроили» на ветвь этого бука? Не исключаю этого. В ночь на 19 мая 1979 года шел дождь, поэтому следы надежно «замел» ливень. Не исключаю этого… Ведь…

Поисковое дело по причине исчезновения Владимира Ивасюка завершено 11 мая 1979 года. А нашли его — 19 мая. Это стыкуется со словами свидетеля, который тут бывал раньше, но погибшего не видел на буке.

Об этом я писал в открытом письме бывшему прокурору Львовской области Борису Антоненко, который в 1979 году руководил ходом следствия. Письмо опубликовали газеты — киевская «Родослав», черновицкая «Молодой буковинец» и львовская «За вольную Украину». Но бывший прокурор, который и ныне живет в Львове, отмолчался. Нечего сказать? Нет фактов для возражения? Это — также позиция. К тому же — красноречивая.

Свою позицию занял и нынешний прокурор Львовской области Зенон Котик — представитель демократической команды Вячеслава Чорновола. Изучив следственное дело, он неоднократно заявлял на брифингах журналистам, что не имеет «зацепки», чтобы возобновить следствие (своим журналистским расследованием я, кажется, доказываю, что «зацепки» есть и довольно много!), следовательно сдал дело в архив.

Остается единственная надежда на человеческую совесть. (Хотя, видите, мои поводыри, то ли боясь преследований, то ли боясь потерять работу, не отваживаются и до сих пор назваться своими именами.) Только свидетели, кто, веря в Бога, не захочет нести с собой тайну в могилу, помогут раскрыть все страницы этой украинской национальной трагедии. Пошли им, Боже, мудрость и силу, веру и мужество, чтобы они помогли нам всем узнать правду о последних мгновениях жизни и пыток Владимира Ивасюка. Отзовитесь, люди! И те, кто в Украине, и те, кто в диаспоре: немало музыкантов, кто лично знал Владимира Ивасюка, ныне живут и творят за пределами нашего государства.

…А ветвь бука проклятого людьми и Богом дерева засыхает. Не приведи, Господи, чтобы у нас, у людей, усохла память о Творце, Поэте и Композиторе Владимире Ивасюке, чье творчество получило (хоть и посмертно) саму престижную премию Украины — имени Тараса Шевченко.

Трагическая смерть Владимира Ивасюка зовет нас, люди, к искуплению. Идем же на исповедь…