Загадка смерти

Среди боли и тревоги,
В белый день среди дороги
Остановилась посредине жизнь.

Убийство или самоубийство?

Тот самый бук

Родители сразу же заявили об исчезновении сына в милицию, но действенных мероприятий принято не было. Владимира нашли только 18 мая 1979 года и то не милиция, а случайный солдат, который «охотясь на лисиц» (существует такая форма обучения радистов), наткнулся на полувисящий-полустоящий труп человека. Что интересно, поиски велись с 27 апреля до… 11 мая. Именно тогда было закрыто дело о поиске. Чем это объяснить? Возможно, уже тогда кому-то было известно, где тело Ивасюка? Недолго колеблясь, следователи (наверное, не без давления прокуратуры) быстро выдвинули версию, что Владимир еще не достиг душевного равновесия после лечения в Львовской областной психиатрической больнице и покончил жизнь самоубийством. Как все просто: раз был в «психушке» — значит удавился. Почему-то ни одному из опытных следователей не пришло в голову, что лечение в стационаре Ивасюка было тем хитрым ходом (испытанным уже не одним поколением) ради возобновления в числе студентов консерватории. Справка из больницы — весомое доказательство, тем более в стране, где всегда любили повозиться с бумагами. Болезнью можно было аргументировать многочисленные пропуски, но поскольку Володя ни чем другим, кроме усталости и бессонницы, вызванных напряженной работой, не болел, то и решил обратиться в психиатрическую больницу. Вспомним, Ивасюк был профессиональным врачом, поэтому «подыграть» мог. Недаром уже в скором времени «состояние больного улучшается: постепенно нормализуется настроение, улучшается сон, становится физически более сильным…». И вот ожидаемый документ на руках: «В данное время состояние тов. Ивасюка В. М. хорошее и он может приступить к занятиям в консерватории».

Свидетельство о смерти

Но следователи упрямо отстаивали формулу «сумасшедший — самоубийца». 4 июня 1979 года газеты, радио, телевидение передали сообщение, в котором отмечалось, что причиной смерти Владимира Ивасюка является самоповешение, слухи о других обстоятельствах смерти являются выдумкой. Остальными версиями, которые бы могли иметь продолжение, никто не занимался. Это и стычка на улице, когда Ивасюку поотрывали пуговицы на куртке (может, это было специально спланированное «знакомство»), это и люди, которые разыскивали Ивасюка в коридорах консерватории, которых работники ВУЗа видели впервые, это и загадка смерти двух молодых влюбленных, которые будто бы были свидетелями того, как «брали» Ивасюка, это и свидетельство одной студентки о встрече с Владимиром в Ровно 3 мая (по выводам следователей, он умер 27 апреля). Но на все это никто не обратил внимания — не захотел или просто «не рекомендовалось».

Что-то странное творилось и с показаниями медэкспертов. Сначала после исследования коры бука, на котором висело тело, было установлено: «Следы 1, 2, 3, 4 (от петли), 5 могли быть нанесены обувью самого пострадавшего при условии, что последний перед смертью залезал или старался залезть на дерево. Решить этот вопрос в категоричной форме не представляется возможным из-за отсутствия каких-либо индивидуальных признаков». Тогда на анализ отдают одежду Ивасюка. Вывод экспертов: «На имеющихся предметах одежды (плаще, пиджаке, штанах, трикотажной рубашке и обуви) Ивасюка В. М. частей коры, древесины, а также пятен зеленого цвета, которые бы могли происходить от поверхности ствола на месте события, нет…». Но версия следователей требовала совсем других выводов, и со временем они появляются: «Судебно-трассологеской экспертизой установлено, что следы на стволе дерева, ветке, на которой висел труп, оставлены обувью Ивасюка В. М., когда он залезал на дерево, чтобы привязать пояс к ветке». Комментарии, как говорится, излишние. Еще одна деталь. Во время одного журналистского расследования, бывший политзаключенный, которому пришлось видеть немало повешенных, заметил, что все они висели с высунутым языком. У трупа язык высунутым не был, как и не было выделений. Правда, на последний признак эксперты внимание обратили.

Сегодня мы можем лишь гадать о реальных обстоятельствах и причинах смерти Владимира Ивасюка. Хотя есть люди, которые занимаются этим на профессиональном уровне. Да, гадалки. Киевская киногруппа во время работы над кинолентой «Загадка жизни и смерти Владимира Ивасюка» решила ввести в канву фильма эпизод гадания над последней фотографией Ивасюка. Ход, безусловно, оригинальный, но к провидице Версальке ехали без особых надежд на успех — что, мол, отжидать от провинциальной неграмотной бабки. Но гадалка обложила фотографию картами и начала толковать то, что они ей показывали: «Этот человек жил на перекрестке улицы (в самом деле, на тогдашней ул. Маяковского в Львове), он имел метку на теле (это также соответствует действительности). Было у него две сестры. Умер от насилия. Убивали двое — одной чернявой масти, второй — русый. Чернявого, скорее всего, на свете уже нет. Убивали покойника в двух домах. Нашли его тело в лесу возле воды. С убийцами была и девушка. Красивая. Она все видела. Карты подсказывают, что девушка сгорает от мук совести. Недалеко то время, когда она сорвется и заговорит. Люди услышат от нее правду о том страшном убийстве». Как выяснилось, Версалька вообще не знала, кто такой Ивасюк и чья фотография перед ней.

P.S.

Прошли десятилетия с тех пор, как Владимир Ивасюк покинул этот мир. Но с нами остались его песни, своим талантом он сделал их вечно современными. Сегодня мы только можем чтить память Ивасюка. В 1989 году «Червона рута» стала названием одноименного фестиваля. В 1994 году Леонид Кравчук подписал Указ о присуждении Владимиру Ивасюку Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. 4 марта 1999 года в Черновцах открылся Мемориальный музей Владимира Ивасюка. 18 июля 2001 года на V Юбилейной Церемонии награждения лауреатов Всеукраинской премии в области музыки и массовых зрелищ «Золотая Жар-птица» Владимир Ивасюк был награжден в номинации «За вклад в развитие музыкальной культуры Украины XX столетия».

Но осуществить самое желанное — вернуть его к жизни — нам не удастся никогда…