Воспоминания
Мария Евгеньевна Миколайчук
Певица, Народная артистка Украины Мария Миколайчук — жена выдающегося режиссера и актера Ивана Миколайчука. Их семья очень любила Володю, о чем Мария пишет в своем письме-воспоминании:
Мы с Иваном очень любили Володю
Добрый день, глубокоуважаемый Михаил Григорьевич!
Мне отец передал Вашу просьбу. Но должна предостеречь Вас, что я не большой мастак писать письма вообще. Ведь цивилизация сделала нас немного ленивыми, изобретя телефон, — легче позвонить, переговорить, чем написать письмо. Тем более, что сейчас, после того, что случилось с Иваном (Иван Миколайчук умер 3 августа 1987 г. — ред.) мысли мои путаются и ничего не идет в голову. Но я попробую как-то сосредоточиться и припомнить.
Володя бывал у нас часто, а вернее, каждый раз, как только приезжал в Киев. Прежде чем зайти к нам, он всегда звонил по телефону и после восклицаний — то ли Ивана, то ли моих: «Володя, почему ты еще не здесь?» — был ответ: «Я уже там».
И не проходило много времени, как мы уже сидели и разговаривали. Тема наших разговоров была разнообразнейшей — о музыке, кино, театре, песне и просто о жизни. Обсуждали планы создания нового фильма, к которому Володя мог бы написать музыку, какой она должна быть — эта музыка. О музыке, написанную к спектаклям, о новых песнях. Временами было, что и критиковали друг друга, и благодарили, как брат брата, за Правду.
Помню, однажды так сидели у нас дома, а вошла в комнату сестричка Иванова наименьшая Иванка и что-то ему подмигнула, что-то показала и вышла. Тогда Иван говорит Володе: «Слушай, Володя, если у тебя есть твоя пластинка с записями твоих песен, то сделай радость моей сестричке, она очень любит твои песни, а еще больше в твоем исполнении. Мы все любим твои вещи, так сделай для нас доброе дело».
Володя был приятно поражен такими словами, позвал Иванку и пообещал, что в следующий раз обязательно привезет подарок. Конечно, слово свое сдержал. Была вручена пластинка с автографом.
А не раз сидели и пели. Иван любил очень со мной петь, а Володя слушать. Но иногда не выдерживал и пели все вместе. В основном — народные песни. В один из таких песенных вечеров Володя попросил меня спеть буковинскую песню. Я исполнила свадебную — «Барвинковый венок», ее Иван очень любил. После того Володя со слезами на глазах говорит: «Спасибо тебе. Вот видишь, что это? Даю тебе до завтра, так как уезжаю и должен забрать назад. Сколько успеешь — твое. Ты обязана, умеешь и должна петь наши буковинские песни». И дал мне целую кипу записанных его дядькой от людей народных песен. Конечно, руки у меня затрусились перед таким сокровищем. И была мечта как можно больше успеть переписать. Песен было очень много. Записала, сколько успела. И некоторые уже исполняла по радио, на концертах.
Ивану с Володей никогда не хватало времени, всегда жаловались, что за разговорами и спорами время пролетало особенно быстро.
Михаил Григорьевич! Если я своим письмом смогла убедить Вас в том, что мы очень любили и уважали Володю, то я счастлива. Так как мысли снуют одна за другой, путаются. Простите меня. Я очень жалею, что нет Ивана, он умел писать и передавать мысль. У него бы это вышло намного лучше. Он умел писать и создавать кино и любить его, и петь.
С уважением к Вам Маричка Миколайчук.
Октябрь 1987 г.»