Воспоминания

София Ивановна Ивасюк

Мама, береги себя!
Из истории отношений Владимира Ивасюка с мамой

София Ивасюк

Когда речь заходит о Владимире Ивасюке и его родовых корнях, прежде всего вспоминают отца Михаила Григорьевича — он имел огромное влияние, прежде всего интеллектуальное, психологическое, на своего сына с детства. Отец занимал особое место в жизни своего сына, как и сын в жизни отца: прочитайте только внимательно такие произведения Ивасюка-старшего, как повесть «Птичка поднебесная»: главный герой этой повести скрипач Владимир Луговенко — это сочетание в одном образе черт и судьбы отца и сына. В исторической дилогии «Баллада о всаднике на белом коне» и «Рыцари большой любви» внешность Мирона Детки, прежде всего небесно-голубые глаза, телосложение, характер, списаны с Владимира. Кстати, и сам Владимир приложился к созданию романа, написав два заключительных раздела «Баллады…». И даже в последнем историческом романе «Турнир королевских шутов» отец не избежал того, чтобы не запечатлеть на страницах произведения образ своего сына — в молодом Стефе Шипиниче. Особое место здесь принадлежит описанию свадьбы молодого княжича — наверное, такую бы Михаил Григорьевич устроил Володе.

Мы уже не вспоминаем о непосредственно посвященных Владимиру «Монолог перед лицом сына» и «Элегии для сына».

Сын тоже выказал свои чувства к отцу в «Балладе об отчем доме» на стихи Ростислава Братуня.

Рождение сына для супругов Ивасюков было очень долгожданным: Михаил обручился с молодой директором восьмилетней сельской школы Софией Карякиной, когда ему было почти 30, ей исполнилось 25. Первого ребенка они потеряли. Володя еще в роддоме из-за халатности медиков чуть не остался слепым на всю жизнь. Понятно, что молодые родители оберегали своего ребенка, как могли.

Уже с первых недель жизни младенца они начинают вести дневник, в котором записывают все, что касается маленького Володи, — когда улыбнулся, как реагирует на голос мамы и папы, какую книгу купили малому и т. д. Сын в центре их мира, у них океан чувств к нему, они счастливы. Жаль, что этот дневник обрывается где-то на полуторагодовалом возрасте ребенка. Но отец, который имел серьезный литературный талант, писал свой собственный дневник. И, естественно, Володе в нем отводилось немало места. Прекрасные страницы, где описана поездка отца с сыном в село Русов Снятинского района Ивано-Франковской области, на родину писателя Василия Стефаника. В семейном доме выдающегося литератора жил его сын Кирилл Стефаник. Володя с огромным интересом слушал все, что касалось выдающегося писателя, хотя было ему в то время 9 лет, и он мог знать разве что новеллу «Катюша», которую тогда изучали в младшей школе.

Из дневника отца можно почерпнуть немало интересной информации о сыне — вплоть до последнего дня его жизни на свободе — трагического 24 апреля 1979: когда Владимир навсегда ушел из своей львовской квартиры, отец, не зная об этом, в Черновцах писал, что его сын — автор двух глав романа «Баллада о всаднике на белом коне», что у него талант прозаика, и они могли бы вдвоем что-то написать вместе…

Не судьба…

Мама с детьми

София Ивановна Ивасюк собственный дневник не вела, хотя в 1977–78 годах, живя вместе с сыном в Львове, она заполняла начатый самим сыном, а впоследствии продолженный Михаилом Григорьевичем «Блокнот» краткой информацией о том, что делал Володя: куда ездил, как сдавал экзамены, готовился к ответственному концерту и т. д.

Она, к сожалению, не оставила своих воспоминаний о сыне (кроме небольшого фрагмента), так как тяжелая болезнь не давала ей возможности сосредоточиться на прошлом, чтобы изложить мысли на бумагу. Сидя в большой квартире на улице Маяковского в Черновцах, мать композитора раскладывала перед собой альбомы фотографий (их было около двух десятков), в каждом — сотни фотографий. И снова и снова рассматривала их. Однажды она сказала автору этих строк: «То, что я имела дорогое в жизни, я потеряла». Самым дорогим был для нее Володя.

В 1989 году София Ивановна была на открытии первого Всеукраинского фестиваля «Червоная рута». При ней начиналось создание музея сына — она жила в семейном доме почти год вместе со своей сиделкой Евгенией. Оксана ежедневно наведывалась к маме. Затем Софию Ивановну забрала к себе старшая дочь Галина. Галина «муштровала» маму, которой под бременем болезни Паркинсона было тяжело ходить и даже говорить, так как болезнь прогрессировала. Но разве это была муштра? Это было выявление глубокой нежности и любви. Галя протягивала к матери руки и говорила: «Мамочка, иди к нам, мы ждем тебя ужинать!» Галя сама лично следила за маминой прической — любила ей покрасить волосы, сделать маникюр.

Когда младшая Оксана вернулась из научной командировки из Праги, София Ивановна вернулась в Черновцы.

«Для нас, детей, мама всегда была примером мудрости, терпения и оптимизма… Мы маме доверяли, и ее слово было всегда очень весомым», — говорила в интервью Надежде Тысячной Оксана Михайловна.

«Мама, в моем понимании, — прежде всего идеальная жена и мать. От нее я никогда не слышала злобного сплетничества, осуждения, этой еди плебейской… Когда уже сама стала матерью, то старалась подражать своей маме», — отмечает Галина Михайловна.

Естественно, мамино слово имело немалый вес и для единственного сына Владимира.

В повести «Монолог перед лицом сына» Михаил Ивасюк немало страниц отводит общению матери с маленьким Володей, воспроизводит целые диалоги между ними. Мама знала обо всем: и почему луна светит, и почему лягушка квакает. Мама, она одна, могла объяснить, почему он, сын учителей, не может учиться спустя рукава, получать тройки, а не пятерки.

Володя с 5 с половиной лет начал посещать музыкальную школу, и этим в основном занимался отец, даже под диктовку сына выполнял домашние задания в нотной тетради. Обучение было успешным, он часто принимал участие в самых разных концертах, в частности, как талантливого юного скрипача его включали в программы выступлений для взрослых аудиторий. В 1958 году в родное село Мамаевцы (тогда — Новоселка) приехал дорогой гость, предмет гордости всех буковинцев (да только ли буковинцев!) — известный оперный певец Дмитрий Гнатюк. По этому важному торжественному случаю кицманчане готовили встречу земляку — концерт, среди участников которого должен быть и Володя Ивасюк. В то время мальчик находился в санатории в селе Щербинка Новоселицкого района на Буковине. А Михаила Григорьевича дома не было — уехал в командировку. Пришлось маме самой ехать в Щербинку и договариваться, чтобы сына отпустили на концерт. Его отпустили на несколько дней.

Встреча с Гнатюком произвела на мальчика огромное впечатление — уже будучи взрослым, учась в Львовской консерватории, он решился написать Гнатюку письмо, в котором выразил свое уважительное отношение к выдающемуся певцу. А с того памятного концерта осталась коллективная фотография, на которой есть юный Володя вместе с отцом.

Мама София

Мама всегда оставалась бы в тени, была очень скромным человеком, корректной, ненавязчивой, она умела раствориться в любви к своим близким, пойти на самопожертвование ради них. Дети это понимали. В 1960 году Михаил Ивасюк получает возможность поехать в Ирпень, в Дом творчества писателей, чтобы там поработать вместе с редактором издательства «Молодь» над подготовкой к печати своего первого романа «Красные розы». Это было возможно только в летние месяцы, когда начнется отпуск. Ситуация сложная: поездка и пребывание в Доме писателей происходило только за собственный счет, а зарплата учителя (у которого двое детей!) не самая высокая, хотя он и работал не только в дневной, но и в вечерней школе. Но ему повезло с женой — она была хорошей, заботливой хозяйкой, поэтому деньги на поездку Ивасюки отложили. Однако эта проблема оказалась даже не самой важной — дело в том, что София Ивановна ждала третьего ребенка, который должен был родиться буквально через два месяца. (Оксана родилась 20 августа). Поэтому отец колебался: ехать или не ехать, так ли уж важен тот роман, не справится редактор сам? Однако жена настояла: ехать! И спокойно работать! А она справится!

Отец писал из Ирпеня письма почти каждый день, рассказывая о работе с редактором, о знакомствах с известными писателями. Как раз тогда в Ирпене собирались и те, кого впоследствии назвали «шестидесятниками». Мама так же тщательно и систематически информировала отца обо всех событиях, касающихся детей, и ее самочувствии — это волновало и тревожило его.

Имя для младшей сестрички нашли Володя и Галя. А вскоре вышел роман «Красные розы», а еще чуть позже в небольшой квартире Ивасюков зазвучал рояль — отец приобрел этот старинный австрийский инструмент за выплаченный ему авторский гонорар. Поэтому, как шутил Володя, рояль пах «Красными розами».

Вот это бережное отношение матери к отцу, его творческому успеху дети видели на протяжении всей жизни.

Такой же она была и в отношении к своим детям. Не раз ей нужна была не только выдержка, но и мужество. Известен случай с бюстом Ленина, который произошел в начале апреля 1966 года, когда до окончания школы Володе осталось чуть более двух месяцев. Он тогда был лучшим учеником класса, кроме того, руководил вокально-инструментальным ансамблем «Буковинка», завоевавшим не одну победу на областных и республиканских конкурсах, а в июне 1965 года принимавшем участие в отчетном концерте Черновицкой области в Октябрьском дворце культуры в честь 25-летия воссоединения Буковины в едином Украинском государстве. На этом концерте звучали и его первые созданные песни.

И вот катастрофа: Володю и еще четверых его ровесников арестовали, заставили в течение 15 суток убирать и подметать улицы Кицманя…

Отец к этому времени уже работал в Черновицком государственном университете, жил в общежитии, телефона не было, как не было телефона и дома, в Кицмане. Записку о случившемся написала ему Галя. И что он мог сделать?

Вся тяжесть проблемы выпала на материнские плечи. Большинство сочувствовали, потому что Володю любили в городке, но и немало злорадствовали. Софию Ивановну вызвали и к директору, и на партбюро. Ведь она отвечала за сына как мама, за детей, которых учила, — как педагог. Видно, мама с сыном имела очень тяжелый разговор и поверила ему, что он не сбивал бюст, это — случайность. И даже поняла его юношеский максимализм: взять всю ответственность на себя.

Рассказывала доцент ЧНУ Валентина Евстахиевна Бузинская, которая училась в Кицманской средней школе одновременно с юными Ивасюками, в 7-м классе. Она слышала через открытое окно учительской, как Софию Ивановну «разбирали» на педсовете (или, может, заседании партбюро?) за воспитание сына. Теперь для них он был хулиганом, позором школы, а еще несколько дней назад они им гордились! И мать ответила всем: «Я верю, что мой сын не мог сделать ничего плохого». Такую же позицию она сохраняла и в переписке с мужем, который ругал Володю за то, что произошло как раз накануне окончания школы. А она переживала не только потому, что сын потерял медаль, что его исключат из комсомола и это может очень сильно помешать ему в будущем (так, кстати, и произошло!), а прежде всего ее волновало психологическое состояние сына, и пыталась его поддержать.

Мамина поддержка сыграла огромную роль: Владимир сдал все выпускные экзамены, за исключением истории и обществоведения (был такой предмет — нечто вроде «научного коммунизма»), на отличные оценки. А по истории ему просто принципиально не поставили наивысшую оценку — ведь он «обидел» Ленина. Кстати, каждый экзамен у него принимала комиссия, в которой обязательно был представитель районо, — чтобы, случаем, не завысили юноше оценку.

Ивасюки жили дружно и интересно. Для них не было особой сложностью сагитировать своих коллег по работе, чтобы поехать в Черновцы на концерт или новый спектакль. Договаривались с водителем какого-нибудь грузовика и ехали. Это сегодня добраться из дальнего села каждый день на работу в областной центр или в столицу довольно просто — садись на маршрутку и езжай! А тогда, в конце 50-х — начале 60-х годов, рейсовый автобус ездил даже не в каждый населенный пункт, а возвращаться вечером после концерта в Кицмань, который всего за 20 километров от Черновцов, возможно было только, если заранее позаботиться о транспорте. Володю брали с собой на эти концерты и спектакли.

Ивасюки, работая учителями, были активными участниками учительского хора, на репетиции часто брали маленького Володю. Именно дирижер этого хора Иван Лазаревич Ковблик обратил внимание на мальчика, зачарованно слушавшего в течение нескольких часов, как поют его родители и их коллеги. Он первым обнаружил музыкальные способности Володи.

Если можно было бы говорить о распределении направлений воспитания (что, конечно, очень условно!), отец прежде всего заботился об интеллектуальном воспитании, об интересном и полезном отдыхе, о книгах и пластинках, которые стоит прочесть и послушать, при этом ненавязчиво и красиво учил детей любить свой край, свою родную песню, свой язык. Чего стоит уже упоминавшаяся выше поездка в музей Стефаника, в Карпаты! А впоследствии, когда Володя подрос, отец брал его с собой в фольклорные экспедиции. Мама же заботилась о душевном состоянии детей.

Как вспоминал Михаил Григорьевич, она «привезла на Буковину хороший украинский язык», безоговорочно приняла украинство мужа. Ее отношения с матерью мужа были корректными и доверчивыми. Она, по воспоминаниям Таисии Васильевны Шкуркиной, избегала пустых разговоров и сплетен. Это видели и впитывали в себя дети.

Как методист областного института усовершенствования учителей София Ивановна выезжала в командировки в сельские районы области, иногда — на межобластные семинары. И оттуда писала увлекательные письма. В ответ на одно из таких писем, в котором мама описывала свои несколько дней пребывания в Карпатах, Володя написал, что он готов по 24 часа в сутки сидеть на семинарах, лишь бы хоть немного побывать в горах!

Письма к детям мама часто писала на своем родном российском языке. Поэтому иногда странно читать о каких-то русофобских настроениях в семье Ивасюков — такого не было! Вспомним хотя бы Андрея Дементьева, на стихи которого Владимир написал три песни, или Юрия Борисовича Силантьева — главного дирижера эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения, или Ларису Маслюк — режиссера ЦТ, и Геннадия Зубанова — оператора, с которыми Владимир дружил.

Родители всячески способствовали развитию талантов всех детей, ведь и Галя, и Оксана также учились в музыкальной школе. Когда семья переехала в Черновцы, родители без всяких колебаний принимали в своей двухкомнатной квартире на улице Богдана Хмельницкого весь камерный оркестр медицинского института, в котором играл и которым руководил Володя, ибо оркестр еще не имел своего помещения для репетиций, поэтому использовал квартиру своего юного дирижера. А София Ивановна всегда заботилась о том, чтобы музыканты не были голодны, и угощала всех вкусными пирожками, бутербродами, поила чаем.

Слава, которая упала на сына после премьеры «Червоной руты», очень волновала мать: как сын выдержит это, не закружится у него голова? Выдержит ли все соблазны? Ведь сын в 1970–1972 годах был таким популярным среди молодежи, что ему не только писали тысячи писем со всего СССР, но даже приезжали, чтобы увидеть его, посвящали ему стихи, а однажды пришли домой, сказали матери, что он послал за гитарой, и… забрали гитару себе. Понятно, что у большинства из его поклонников были чистые намерения, ибо музыка Ивасюка нравилась им, но немало было и таких, кто хотел за счет молодого творца хорошо поесть или выпить. Вот это волновало мать (обычно волнения были напрасны) больше, особенно когда сын уезжал на съемки или на записи в обе столицы. Тем более, что Владимир был очень щедрым человеком и всегда переживал, чтобы о нем не подумали, что он скуп. Он умел быть щедрым и благодарным: в 1972 году, после выступления в Москве с песней «Водограй» на фестивале «Песня года» Владимир подарил режиссеру Черновицкого телевидения Василию Стриховичу дорогую куртку, которую купил в магазине «Березка». Эта куртка у Стриховича есть до сих пор. Елене Кузнецовой, выступившей в составе ансамбля медицинского института «Водограй» на съезде профсоюзов медицинских работников СССР, он подарил золотое кольцо. А о кольце с бриллиантом, который Ивасюк подарил Софии Ротару, ходили легенды. Благодарность, щедрость — это также от родителей.

Особые волнения испытала София Ивановна, когда отпустила Владимира и Галину во Львов. Владимиру тогда предложили перевестись в Львовский медицинский институт и одновременно начать подготовку в консерватории к обучению на композиторском факультете. Профессиональное композиторское образование — это то, о чем он мечтал после успеха «Червоной руты» и «Водограя». И он принял предложение. Было решено, что во Львов поедет и Галя.

Они должны были сами налаживать хозяйство, заботиться о питании, одежде, режиме дня, учебе. Хотя они уже как бы и взрослые были — сыну 23, дочери — почти 22 года, однако им приходилось учиться жить самостоятельно, без материнской заботы, без определенного контроля со стороны отца. Общаться с мамой по телефону тогда можно было разве что с переговорного пункта. А кто помнит 70-е, сразу представляет, как это было: иногда час надо было ждать вызова телефонистки. А мама не переставала волноваться. «Я бы полетела к тебе, сын, а не поехала», — призналась она в одном из писем. Письма, именно письма занимают особенное место в отношениях матери и сына на протяжении 1972–1976 годов. Если эти письма будут когда-то опубликованы (а они стоят того!), то в них предстанут прекрасные образы матери и сына и их доверчивых и нежных отношений.

Мама просила детей, чтобы они не дали «задушить себя жизненным мелочам», поскольку считала своих детей умными, красивыми — такими, какими они были на самом деле. Однако, оказавшись наедине с проблемами быта, они сначала-таки растерялись. И мама своими письмами помогала им организовывать их самостоятельную жизнь. Когда же Галина в 1975 году вышла замуж, во Львов на помощь Владимиру иногда приезжала Магдалина Порфирьевна Колотилюк — няня Миля.

«Очень хочется, чтобы вы были хорошими, счастливыми», — пишет из Черновцов мама.

«Мамочка! Береги себя, не переутомляйся с теми всякими вундеркиндами, не набирай много часов», — просит из Львова сын.

Накануне премьеры спектакля «Знаменосцы» в Львовском театре им. М. Заньковецкой, к которой написал музыку Владимир, мама желает ему: «Володюшка, пусть тебе эта премьера принесет большую радость, уверенность, именно уверенность (а не спесь!), что ты в начале большого красивого пути, что надо много еще учиться, набираться всяческих сил, чтобы быть способным идти по этой волшебной дороге. Пусть тебе везет, дитя мое!».

«Если ты, мамочка, захочешь приехать на несколько дней сюда во Львов, дай знать хотя бы за день, чтобы я тебя встретил», — как бы подталкивает маму к поездке сын.

«Что мамочка делает? Почему не звонит?», — это уже в другом письме.

В 1977 году София Ивановна вышла на пенсию. И было принято решение на семейном совете, что она поедет жить во Львов, чтобы помочь сыну решать все бытовые проблемы.

А перед этим, летом 1977-го, они вместе отдыхали в Трускавце, а потом поехали в Бердянск, к родственникам, но через Киев, Канев — по Днепру. Мама не была для него обузой, наоборот, он стремился, чтобы она не чувствовала себя ущемленной из-за того, что отец, младшая сестра живут в Черновцах, а она — нет. Вспоминала Таисия Васильевна Шкуркина, как перед этой поездкой на железнодорожном вокзале увидела Володю, и он сказал ей, что едет на отдых и берет с собой маму, потому что время уже ей также отдохнуть от хлопот.

Владимир, как и его отец, преклонялся перед гением Шевченко, поэтому они с матерью побывали на могиле Тараса, сфотографировались там. Также посетили Шевченковские места на Черкасщине. Владимир был удивлен (мягко говоря!) тем, в каком состоянии находятся выдающиеся памятники культуры и истории нашего народа. И по Днепру добрались до Черного моря.

А весной 1978 Ивасюка вместе с группой студентов отправили в Ереван, на всесоюзный конкурс молодых композиторов. И Владимир взял с собой маму, чтобы она также увидела этот удивительный старинный город.

Мама всегда была в курсе почти всех дел сына. Вспомним, когда только родился Володя, она записывала все малейшие события, происходившие с ним. И во Львове также пыталась записывать то, что касалось сына. Потому что у самого него не было времени. Чаще на обычном листе бумаги он писал себе план на день, на неделю. Именно из этих записей узнаем о поездках Владимира в Москву и Киев, его выступлениях, концертах, где исполнялись его песни.

Потеря любимого сына стала для матери катастрофой. Когда Владимир творил свой шедевр — «Балладу о мальвах», у него перед глазами была его бабушка Лепестиния Карякина, три сына которой — мамины старшие братья, погибли на фронтах Великой Отечественной. Он, наверное, и подумать не мог, каким пророчеством обернуться для его нежной мамы слова из стихотворения Богдана Гуры:

О, мама родная, ты меня не жди —
Мне в наш дом никогда не прийти.
Из моего сердца мальва проросла
И кровью расцвела.

Песню для своей мамы он написать не успел. Она любила все его песни. Они все были для нее.

Прасковья Нечаева

Наталья Мороз (письма)