Воспоминания
София Михайловна Ротару
Не знаю, как бы сложилась моя творческая судьба, если бы мы разминулись с композитором Владимиром Ивасюком.
К Буковинке Софии Ротару песня пришла в селе Маршинцы Новоселицкого района, где она родилась 7 августа 1947 года в семье хлеборобов Михаила Федоровича и Александры Ивановны Ротар. Из шестерых их детей четверо — профессиональные певцы. Среди них София еще с детства выделялась красотой и силой своего голоса. Они формировали свои вкусы на молдавских и украинских народных песнях. Большим авторитетом и главным законодателем в царстве песни был отец, Михаил Федорович. Он сам мечтал стать певцом, но из-за войны не смог, поэтому свою мечту перенес на дочь.
Уже в четвертом классе девочка становится солисткой школьного хора, исполняет молдавские и украинские народные песни в сопровождении оркестра народных инструментов. На всех смотрах художественной самодеятельности и олимпиадах получает высочайшие оценки. Девятиклассницей на областном смотре художественной самодеятельности завоевывает диплом первой степени, на Республиканском фестивале народной песни в Киеве завоевывает первое место. В 1966 году был снят на кинопленку музыкальный сюжет с ее участием «Соловей из села Маршинцы».
София Михайловна поступает на хормейстерское отделение Черновицкого музыкального училища. В течение нескольких лет выступает с эстрадным ансамблем при физико-математическом факультете Черновицкого университета «Карпаты» и в 1968 году была приглашена на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Софии, где завоевала золотую медаль. По совету Эдиты Пьехи сценическое имя Софии стало произноситься на молдавский манер — Ротару. Она поступает на заочный факультет Кишиневского института искусств им. Г. Музыческу, начинает преподавать музыку в одной из черновицких школ, продолжает выступать на концертах. Но Ротару не относится серьезно к своей музыкальной карьере. Она не может понять, что музыка — настоящее ее призвание.
И тут на помощь Софии пришел Владимир Ивасюк. Он внушил ей уверенность в себе, стал много для нее писать, сориентировал на эстраду. Именно под влиянием Владимира она решилась на этот шаг — в 1971 году стала профессиональной певицей и перешла в филармонию, где ее муж в скором времени создал для нее ансамбль «Червона рута». Тогда же пришел и настоящий большой успех — певица снялась в музыкальном фильме Романа Олексива «Червона рута», в котором спела с уже знаменитой «Смеричкой».
В 1973 и 74 годах Ротару приобретает международное признание — первые места на фестивалях «Золотой Орфей» в Бургасе и «Янтарный соловей» в Сопоте, на котором выступала с песней «Водограй». Пластинка 1974 года и музыкальный фильм «Песня всегда с нами» определили тогдашние приоритеты ее творчества — лирика Владимира Ивасюка и драматические песни Евгения Мартынова. В 1975 году ее с «Червоной рутой» перевели в Ялту, через год она стала Народной артисткой Украины и лауреатом премии ЛКСМУ им. Островского. В 1977 году вышла пластинка «София Ротару поет песни Владимира Ивасюка», за которую Ротару получила премию ЦК ВЛКСМ. В 1977 году на Сопотском международном фестивале в исполнении Софии снова прозвучит Володина песня «У судьбы своя весна», которая принесет певице первое место. Новый большой успех принесло ей участие в международном фестивале молодежи и студентов в Софии, где за исполнение украинской песни «На камне стою» и молдавской «Чобенаш» получила золотую медаль и звание лауреата. Болгарская пресса благосклонно откликнулась и даже пустила в оборот крылатое выражение — «София завоевала Софию!».
София Ротару, была той доброй силой, которая, проникаясь Володиным вдохновением, стала могущественным звеном, которое крепко связывала творчество композитора с широкими массами народа. Выполняя эту благородную творческую миссию, певица завоевывает сердца людей, приобретает признание. Ивасюку нравилось мастерство Софии. Он говорил о ней: «Когда напишу песню, то София всегда исполнит ее так, как я задумал, как надо ее исполнять». Не удивительно, ведь манера исполнения певицы была очень близка к манере исполнения самого Володи, как и манера исполнения Назария Яремчука или Василия Зинкевича. Ансамбли «Смеричка» и «Червона рута» стали родными для Володи.
Когда состоялись похороны Владимира, София Ротару была на гастролях. От себя и ансамбля «Червона рута» она прислала большой венок живых белых цветов. Но после смерти композитора певица отошла от песен Ивасюка. И это не лучшим образом повлияло на ее творчество. Тяжелым ударом была также болезнь и смерть в 2002 году ее мужа…
В августе 1996 года София Михайловна получила наивысшую государственную награду Украины — Почетное отличие президента. По итогам 1999 года она была признана лучшей исполнительницей традиционной эстрады в Украине и получила перо «Золотой Жар-птицы», а также специальную награду за вклад в развитие отечественной поп-музыки. В том же году певицу за выдающиеся личные заслуги в развитии песенного творчества, многолетнюю плодотворную концертную деятельность и высокое исполнительское мастерство наградили Орденом княгини Ольги. Народная артистка Украины, Народная артистка Молдовы, Народная артистка СССР София Ротару и сейчас работает на музыкальной сцене. Она остается для нас певицей номер один Советского Союза.
Весенний парус украинской песни
В непринужденных разговорах, которые часто происходили между нами, Владимир Ивасюк рассказывал с гордостью, что он вырос в том же саду, где прошло детство и юность композитора, поэта, прозаика и драматурга Сидора Воробкевича. Мы слушали тот рассказ и будто видели, как над яблонями и травами Кицманского сада плыли золотые лодки мелодий и окропили, будто благодатный майский дождь, чувствительное сердце музыкального Володи. Он вышел из того благословенного уголка певучей буковинской земли в шумный мир, чтобы стать весенним парусом украинской песни.
Наш народ очень одарен и его не удивишь талантом. Я сотни раз видела со сцены, как люди разного возраста и профессий загорались радостью, волновались, когда в зале раздавались его песни — они вызвали в сердцах удивление и увлечение. Песни Владимира Ивасюка никто не слушал равнодушно. Его сразу заметили и запомнили. Так бывает только тогда, когда появляется по-настоящему одаренный человек.
Володя одним из первых в украинской эстраде сумел органично соединить народный мелос с современной интерпретацией и получить такую яркую, необыкновенную, неповторимую музыку. Следует вспомнить его «Червону руту», «Водограй». Они были созданы на национальной основе и сразу же стали популярными, их полюбили, их понимали, их пели во всех уголках страны.
Секрет его успеха в том, что он не шел к людям с поддельными чувствами, в его произведениях отсутствует сладенький сентиментализм, каждую ноту и каждый такт Владимир Ивасюк обогащал искренностью своего чистого сердца. Он старался заглянуть в душу своего современника и передать всю сложность его внутреннего мира. Композитор любил свою работу до самозабвения. Та любовь ощутима в его песнях, романсах, балладах. Весь его задел, оставленный нам в наследство, был не кратковременной вспышкой, а большим творчеством, которое происходило в мучительных раздумьях, долгих поисках и сомнениях.
Владимир Ивасюк испытал при жизни большую и искреннюю благосклонность людей, щедрых на добрые
чувства к талантливой молодежи. За очень короткое время его имя знали во всем необозримом бывшем
Советском Союзе и за его пределами. В тогдашней печати сообщалось, как интересовались люди молодым
композитором из Буковины: «Пишут из городов Аральска, Новосибирска, Керчи, Уссурийска,
Бийска, Омска, Владимира, Смоленска, Кзыл-Орды… Из городов и сел Московской области, Алтайского
края, Узбекистана, Казахстана, Латвии, Коми АССР. Подробные письма,
поздравительные открытки, телеграммы от школьников и учителей, самодеятельных артистов и
военнослужащих, и среди тех писем — коллективные заявки».
Таких газетных сообщений — немало. Они свидетельствуют о том, что молодой творец был любимцем своего поколения. В произведениях композитора звучала музыка, рожденная величием и красотой нашего народа, обворожительностью дубрав и синих гор, которые вдохновляли его впечатлительное сердце.
Одержимый песней, он был глубоко убежден, что наш мир создан для того, чтобы в нем звучала музыка добра, мира, согласия между людьми. Он знал, что без этой одержимости ничего значащего не совершить в искусстве, как и в любой области человеческой деятельности. «Крыло становится крылом только во время полета» — этот афоризм он часто повторял.
Владимир Ивасюк был лишен спеси, заносчивости, зависти, к нему часто обращались за помощью музыканты, молодые композиторы и поэты, и он всегда откликался на их просьбы. Я не слышала ни разу, чтобы он неблагосклонно высказался о своих побратимах по искусству. В его груди жила только песня. Он стремился к людям, к своим ровесникам, не стремясь как-то отделиться или показать над кем-то свое преимущество. Он был чрезвычайно скромным и тактичным с людьми.
Творческое общение с Владимиром Ивасюком было праздником для исполнителей его песен. И я испытала этот праздник!
Как часто, подбирая репертуар, ловлю себя на том, что думаю о Володе. Я очень признательна судьбе за то, что мне посчастливилось начать свою жизнь в искусстве вместе с таким ярким, большим, самобытным талантом.
Володя был моим композитором. Все песни, которые он писал, сразу же становились моими. Мне ничего не надо было придумывать, все происходило само собой, словно эта мелодия жила во мне, была моей, и кто-то просто затронул струны моей души и они зазвучали.
Володя был всесторонне одаренным человеком. С ним было легко, с ним было радостно работать. Он был добрым, он был щедрым. Редко бывает в жизни, чтобы так объединялись красота внешняя и душевная.
Не знаю, как бы сложилась моя творческая судьба, да и не только моя, если бы мы разминулись с композитором Владимиром Ивасюком.
Володи давно нет, но его песни живут среди нас.