Воспоминания

Василий Иванович Зинкевич

Своими сегодняшними успехами я обязан Володе Ивасюку, так как он честно верил в меня, в мои возможности.

Василий Зинкевич

Василий Зинкевич родился 1 мая 1945 года в селе Васьковцы Хмельницкой области. Окончил Выжницкое училище декоративно-прикладного искусства. Он стал первым мужчиной-солистом в женском ВИА «Смеричка», куда через год попал юный Назарий Яремчук. Руководил ансамблем Левко Дутковский. Это произошло в 1968 году, а через три года его знал весь СССР«Червона рута» стала лучшей песней в стране. В финале следующей «Песни–72» звучал «Водограй». Через год самодеятельную «Смеричку» пригласили в филармонию. Вот это уже Зинкевичу не понравилось — через два года изнурительных гастролей он оставляет профессиональную сцену.

Василий Зинкевич

Но оказалось, что без песни уже не прожить. В 1977 году он возвращается на большую эстраду уже как солист волынского ВИА «Свитязь» под руководством Валерия Громцева. Песни «Ты — моя весна», «Только раз цветет любовь», «Мир без тебя» очень быстро делают Зинкевича снова популярнейшим певцом в Украине, а «Свитязь» переживает свои наилучшие времена. На волне популярности Василию Зинкевичу в 1980 году присуждают звание Заслуженного артиста Украины, а 1985 — уже Народного. К тому времени артист внес в копилку украинской музыки немало популярных песен: «Ясные зори», «Зову тебя», «Забудь печаль», «Солнце в небе», «Скрипка играет», «Пусть везет», «Течет вода», «Музыка», «Словно вчера», «Через годы».

Метр успешно работает и сегодня. В 1994 году Зинкевичу присвоена Государственная премия Т. Г. Шевченко, в 1999 он награжден орденом «За заслуги» III степени.

Чтобы его луч не погас

Каким бы быстротечным не было время, как бы оно не забирало нас в свои волны, мы постоянно будем обращаться к творчеству Владимира Ивасюка.

Для меня этот человек значим потому, что он честно верил в меня, в мои возможности, даже я часто сомневался, а он — верил! От этого я становился более сильным, и благодарю его за свои сегодняшние успехи. И уже с высоты своего собственного опыта могу уверенно сказать, что да, Володя был прав, когда говорил, что петь песню — мало просто петь ноты. Песню надо петь сердцем, умом и, бесспорно, своей позицией — в жизни, в творчестве.

Мы с его песнями — молодые. Не только в моей жизни, а и в жизни других певцов он сыграл особую роль. Потому что на его песнях учились петь. И они легко пелись. Он сам имел прекрасный голос, умело и хорошо пел.

Он любил своих исполнителей, «своих» певцов, хотя никогда об этом не говорил. Мы считали это честью и также относились к нему с особым уважением. У него был талант цементировать вокруг себя единомышленников. Это никого не обижало, хотя мы и были почти ровесники. Особым было его отношение к Софии Ротару — любил ее чрезвычайно. Собственно, для нее писал. И она пела голосом Володи Ивасюка. Я считаю, что этот творческий дуэт был уникальным явлением на нашей эстраде.

Василий Зинкевич

Володя своими песнями так наполнял нас — по-доброму, по-хорошему, и мы становились сильнее, благороднее. Творил на высокой духовной ступени. У него было чем гордиться — на него в двадцать лет свалилось бремя славы и популярности. В такие годы не каждый молодой человек смог бы выдержать славу и не попасть под откос сладких волн и ветров, но он всегда ставил себя как-то на второй план. Ведь для него основным было творчество, работа. Он спешил создавать, он добывал искры своего таланта и зажигал человеческие сердца — это я даю вам честное слово. Володя всегда оставался гражданином — я не боюсь этого слова. Потому что он знал, из какого он корня, и всегда это светилось в нем. Он, на мой взгляд, дал урок современникам, своим ровесникам, как надо оберегать свое и не попадать под минутную одурманенность чужим. Всегда стоял на позиции, что не следует ходить за тридевять земель, за далекие моря искать что-то новое, а искать здесь, возле своего первоисточника. И быть достойным того источника. Поэтому, наверное, его музыка, его благородные эмоции, его творчество были действительно в первую очередь для того, чтобы мы сегодня имели такое достояние — Владимир Ивасюк.

Он любил слово, песню, музыку своего народа. Создавал песню свою для молодых, хотя любили его люди разного возраста. Такой молодой, но уже такой мудрый — Ивасюк был гуманистом. Он не нарушал, не разрушал души молодых людей — он их облагораживал. Володя всегда стоял выше моды, он был во времени, его слышал, сказал от имени своего времени. И это было весьма действующим. И его песни разлетелись по всему миру. Вот в чем я вижу феномен Владимира Ивасюка.

И знаете, что мне обидно? Наполнялись мы его песнями, пели их, но при жизни сказали ему мало добрых слов. А если бы каждый из нас отдал ему хотя бы по одному слову, убежден, что сил у него было бы больше, и эти силы он снова возвратил бы нам. Чтобы мы становились лучше, выше, гуманнее. Надо склониться перед светлым образом нашего Композитора, так как это нужно прежде всего нам, нашим детям, нашей культуре. Чтобы его луч никогда не погас.