Воспоминания

Виктор Каминский

— С Ивасюком поступал в Львовскую консерваторию в один год, только Володя тогда попал на подготовительный, а я — на первый курс. Мы уже знали тогда, что Володя, который сдает вместе с нами вступительные экзамены, — известный композитор-песенник, но наше дружеское общение началось лишь через несколько лет.

Во время обучения в консерватории жил в одной комнате с композитором Александром Левковичем (сейчас он живое и работает в Канаде), одногрупником и близким другом Володи. Поскольку у Ивасюка была квартира неподалеку от студенческого общежития, мы часто возвращались после занятий домой вместе. Это было время, когда я тоже серьезно заинтересовался эстрадной музыкой, поэтому общение с таким опытным в тот период композитором-песенником, как Владимир Ивасюк, стало интересным.

После окончания консерватории меня направили на работу в Ровенский институт культуры: приезжая в Львов, почти всегда звонил по телефону Володе и часто заходил в гости, в квартиру на тогдашней улице Маяковского.

Возможно, именно под его влиянием заинтересовался эстрадной песней: Володя умел захватить своими идеями, видением эстрадной песни. В свою очередь, часто делился со мной планами создания «серьезных» композиций.

Владимир был чрезвычайно интересным собеседником, я часами сидел с ним «на кофе», разговаривал не только о музыке, но и на художественные, литературные темы. Он был поразительно начитанным, интересовался практически всем спектром и современного писательства, и классики. Такой широкий художественный кругозор обогащал и его композиторское творчество.

Фактически за несколько дней до 24 апреля 1979 года, я хорошо помню, мы встретились в холле консерватории. Володя попросил меня аранжировать для эстрадного оркестра его новую песню. К сожалению, самой рукописи не оставил, лишь написал желаемый состав оркестра. Этот листок храню до сих пор. Мы договорились встретиться, когда он возвратится из Хмельницкого, чтобы завершить работу над песней, но, к сожалению, судьба распорядилась иначе…

Мне кажется, что если бы Владимир Ивасюк дожил до наших дней, то стал бы автором не только песен, но и масштабных симфонических полотен. Была в его замыслах и опера. Но вряд ли он мог бы работать в современной поп-среде… В сравнении с его представлениями, оно во многом деградировало — и с точки зрения композиции, и исполнения. Обратите внимание: лишь одиночные певцы сегодня способны исполнять песни Ивасюка. Они достаточно сложные и в интонационном, и в содержательном плане, требуют надлежащей профессиональной подготовки. Думаю, Владимир не воспринял бы этого современного «безвоздушного пространства».