Воспоминания
Евгений Владимирович Коваленко
Клавишник-саксофонист, композитор, Заслуженный артист Украини Евгений Коваленко (родился 14 апреля 1948 года) известен как музыкальный руководитель ВИА «Кобза». Он дружил с Владимиром Ивасюком и был одним из первых исполнителей песни «Водограй».
Он дарил дух согласия
С Володей мы знали друг друга продолжительное время. Тем не менее, знакомство было обозначено минутными встречами за кулисами во время концертов вокально-инструментального ансамбля Кобза в Львове. Нас там очень любили, — бывало, даже люди, далекие от эстрадной жизни, говорили: «В свою вотчину едете, ребята».
Но однажды судьба свела нас с Володей в Киеве, в Доме звукозаписи. Он тогда приехал в столицу, чтобы записать фонограммы новых произведений. Почему-то не смогла прибыть София Ротару, и ребята в студии уговорили исполнить новые произведения Лидию Михайленко. Лида же ездила накануне с нами в Львов, где, к несчастью, произошел с нею досадный случай — перелом руки и ключицы. И я не был уверен, что она согласится. Однако, она была настоящий боец.
Одну из песен — «Я — твое крыло», необходимо было записать в дуэте. Сначала думали, что это сделает сама Лида, наложив оба голоса, но в последний момент предложили это сделать мне. И я прибыл на студию. Так случилось, что, придя в Дом звукозаписи, поздоровался с Володей и сразу углубился в текст песни. Записали мы ее довольно быстро и удачно. Затем произведение «Я — твое крыло» сразу начали «крутить» как на телевидении, так и на радио — в особенности по «Маяку».
Больше всего, вспоминаю, мне интересно было увидеть, как Володя пишет ноты. Ведь у каждого творческого человека есть в жизни настоящие друзья и друзья так называемые, потому что в лицо они говорят одно, за спиной — непонятно что. Вот и об Ивасюке распустили слухи, мол, никакой он не музыкант, он даже ноты писать неспособен. Кое-кто, отмечу, и верил этим слухам. Ведь не все знали, что Володя имел два образования. Главное же, кроме музыкального образования, он имел естественный дар, который Бог дает не каждому. Так вот, ноты, которые я взял в руки, мне, музыканту-профессионалу, сказали очень многое: так немного небрежно писать нотные знаки мог лишь профессионал, у которого каждая пометка на нотной бумаге, сто раз повторяемая, имела тот, на первый взгляд, штрих небрежности. Это с течением времени вырабатывается у того, кто всегда спешит положить на бумагу мелодию, которая только-только рождается.
Замечу, что, кроме дара Божьего и музыкального образования, имел Володя чувство мелодии, а также времени, которое требовало новой ритмики. Мелодии Ивасюка были чисто украинскими по интонации, и вдобавок слишком современные: он опережал — как композитор — своих современников на десяток лет. Вот возьмем песню, которую мы с Лидой Михайленко записывали. Казалось бы, шла речь в ней о птице, о крыльях — о чем-то надземном, так сказать. И все равно была эта песня очень и очень земной. К слову, практически каждое произведение, которое писал Володя, имело такую глубокую метафоричность. И этим песни его зачаровывали, заставляли думать, думать о мире, в котором жили все мы.
Во время записи еще раз убедился в правильности мнения, которое имел с раннего периода общений: Володя Ивасюк очень требовательно относился к каждой нотке, каждому слову. Подметил это еще с львовских встреч. Он приходил за кулисы или передавал кем-то ноты нового произведения, а потом, услышав исполнение, часто расставлял свои акценты-ударения. И получалось очень хорошо. Кстати, мы, то есть ВИА «Кобза», исполнили песню Володи Ивасюка «Водограй» первыми (Это и следующие два предложения содержат неправдивую информацию. Евгений Коваленко не принимал участия в «Кобзе» в то время (1971 год — основание «Кобзы» и записи нею песни «Водограй»); причини, по которым он дает неправдивую информацию не понятны. — Ред.), произведение вошло в нашу пластинку (Это — правда. «Кобза» первой выпустила «Водограй» на пластинке. — Ред.). Конечно, со временем «раскатала» на полную «катушку» эту песню черновицкая «Смеричка», но первыми исполнили ее мы (Это — неправда. Первыми, в 1970 году, песню исполнили Владимир Ивасюк и Елена Кузнецова, сразу после этого ее взяла в свой репертуар «Смеричка». — Ред.). Володя передал ее нам через знакомых (Это — неправда. Александр Зуев — руководитель «Кобзы» в то время — попросил ноты для своего ансамбля у Левка Дутковского после концерта «Смерички» в Киеве в 1971 году. — Ред.). В те времена на украинской эстраде существовала прекрасная традиция, когда композиторы приходили в коллективы, предлагая свои произведения, и сразу советовали, как лучшее «ставить» произведение. Приходил и Володя (Вероятно, что и это утверждение является неправдой. «Кобза» исполняла только одну песню Владимира Ивасюка, которую взяла в репертуар сама, Ивасюк песню ансамблю не предлагал. — Ред.). Нет, он никогда не подчеркивал, что он — Ивасюк, просто предлагал познакомиться с клавиром. Да и мы, музыканты, не обращали тогда внимания — автор является членом Союза композиторов или нет, для нас главный была — хорошая или не хорошая песня. Это уже позднее чиновники от культуры придумали ограничения: не член Союза — то нельзя и исполнять песню. Со временем вообще ввели даже количественное ограничение — не большее 3–4 произведений, авторы которых — не члены Союза композиторов. А маститые же не писали для эстрады, единым кумиром которой на то время был Ивасюк. Думаю, на борьбу с этими чиновничьими затеями Володя израсходовал немало сил. Конечно, в ущерб делу, в ущерб произведениям, которые были задуманы, но не осуществились.
Так, к тому времени, когда мы встретились с Володей Ивасюком в Киеве, он уже стал легендой: кажется, не было ни одного украинского ансамбля, который бы не исполнял его произведений. И мне было интересно отметить высокий профессионализм Ивасюка и как композитора, и как аранжировщика, и как репетитора. Но был в тот день Володя очень поглощен заботами, даже нервничал. Однако во время ужина, который состоялся после завершения записи, обмолвился, извинившись за скверное настроение, что утром имел в Киеве разговор с каким-то чиновником (к сожалению, фамилию не назвал) и тот дал понять: ты не являешься членом Союза композиторов, значит, соответственно, знай свое место, благодари, мол, что мы — тоже люди — такие снисходительные — могли бы совсем твои песни запретить. А не все ли равно человеку, член Союза композиторов или просто любитель создал песню — лишь бы хорошая была! Однако телефонный разговор сказался на поведении композитора. Показалось мне, он замкнулся в себе, был чуточку суров, с малознакомыми разговаривал не тепло. И когда мы с Лидой Михайленко быстро записали фонограммы, оттаял. Шутил, обещал написать для Лиды еще не одну песню, ведь, как сказал: «Думал, лишь София Ротару настоящая певица, а оказывается, их так много в Украине».
К сожалению, то была моя последняя встреча с Володей перед трагедией, которая свалилась на украинскую культуру, — Володи вскоре не стало.
Мне запомнился и такой эпизод. Работать с Володей в студии было очень легко и вместе с тем очень сложно. Ведь он был весьма требовательным и настырным. Буквально к каждому движению мелодии был чувствителен, нервничал, если что-то у нас с Лидой не получалось. Для него, обратил я внимание, пиано, то есть тихо, означало именно тихо, а форте или фортиссимо, то есть громко или громче всего — то в самом деле громче всего. Тут он был неумолим. К слову, порядок любил во всем. Скажем, мы работали с музыкальным режиссером, а в студию все время кто-то заходил, о чем-то спрашивал, одним слово, мешал сосредоточиться. Володя и тут не уступил — положил конец тому хождению.
Одним вечером мы по-настоящему пошумели с композитором — у него было время перед отъездом в Москву, то мы и разговорились. Это сейчас вспоминаю те времена, сравниваю с сегодняшними. Так, мы, участники вокально-инструментальных ансамблей, были тогда более щедрыми. Это ныне нередко выясняют, кто первый исполнил, записал ту или другую песню. Тогда же не мы задумывались над этим. У нас просто не было на это времени, так как не было между нами зависти. Наоборот — все мы старались подсказать коллеге, что надо исправить, готовы были помочь, лишь бы украинская эстрадная песня звучала как можно лучше. Звучала прекрасно не только у лидеров, а у всех, кто брался за ее исполнение. Анализируя давнее, задумываюсь, и кажется мне, тот дух взаимопомощи, взаимовыручки, взаимосогласия между участниками эстрады большой мерой излучал он, Володя Ивасюк.
Он в самом деле был огромным авторитетом среди музыкантов и певцов. К нему прислушивались. А он искренне желал, чтобы все ВИА звучали хорошо, чтобы песня украинская разошлась по свету. И сделал для этого очень и очень много. Его жизнь — его песни. В них он будет жить, сколько будет светить солнце.