Эстрадные песни
Возьми с собою мою песню —
Я в нее счастья напел.
Баллада о двух скрипках
Весной 1971 года в Черновицкий университет на переподготовку приехал Василий Марсюк, преподаватель одной из специальных школ г. Черкасс. Это молодой поэт, который подготовил к изданию первый поэтический сборник. Он посетил Михаила Ивасюка и оставил ему рукопись. Стихи красивые. Они понравились и Володе. Между молодым поэтом и композитором начинается искренняя дружба. Володя просит нового друга написать стихотворение, которое он положит на ноты. Поэт, наверное, только этого и ждал — через несколько дней принес поэзию «Две скрипки». Замысел и идея произведения пришлись композитору по душе, но произведение еще надо было доработать. Автор не жалел сил и времени.
Василий Андреевич вспоминает в своем письме о том, как он работал вместе с Володей над «Балладой о двух скрипках»:
«Раннее утро. Мы возле рояля. Володя все время импровизирует. Отвлекаясь от клавиш, просит несколько изменить порядок слов, где-то продолжить строку, ломая первородный размер стиха. Я — большой тугодум и экспромтом создавать или изменять непростая вещь. Но работа очень захватила нас. Это была большая радость и большое мучение общего думанья. Володя предельно требовательный, но без давления, «без нервов». Накурили безбожно. Хорошо, что родители на работе. Кофе и большая коробка шоколадных конфет. И снова бесконечные варианты, варианты… И папиросы, и короткие перемолвки только о словах песни, только о ней. Разошлись пополудни, когда уже совсем устали от напряжения».
Знатоки украинской лирической песни часто говорят, что «Баллада о двух скрипках» — новаторское произведение. Его новаторство в том, что композитор органически соединил в нем два мелоса: восточно-украинский и западно-украинский, буковинский, гуцульский. Сама баллада — это широкая и могучая, с выразительным внутренним драматизмом поднепровская народная песня, которую поют обычно в полные груди. А сопровождение — цимбалы, которые передают щемящую печаль, тревогу и мучительное ожидание светлого дня на захваченной иностранцами земле. Обратиться к этому эксперименту Владимиру пришло в голову во время посещения Коломийской музыкальной школы. Ожидая своего друга, который там работал, он сел за рояль купленный еще в начале 20-го столетия коломийскими крестьянами и прогрессивной интеллигенцией по поводу приезда к ним Николая Лысенко. Володя знал все подробности той сделки, и сам его вид и звучание порождали разные ассоциации в душе. Под их влиянием начал наигрывать аккомпанемент к своей «Балладе».
Балада про дві скрипки
Баллада о двух скрипках
стихи: Василий Марсюк
музыка: Владимир Ивасюк
1971
Ой зробив хлопчина та й дві красні скрипки —
Поділив надвоє снів своїх красу.
Що перша скрипка — біла лебідка,
А друга скрипка — вечірній сум.
Закохались в нього дві сестри весною —
Одна — як та нічка, друга — мов той день.
Перша просила грати сумної,
Друга хотіла веселих пісень.
Приспів:
Одна сміялась,
Плакала друга.
Гей, поєднались
Радість і туга.
Гей, поєднались
В очах дівчини,
Як у двох скрипках,
Ночі і днини.
А як розійшлися ті пісні луною,
Він замовклі скрипки сестрам двом віддав.
Кожна дівчина стала вербою,
Легінь між ними явором став.
Залишив на світі дві самотні скрипки,
Залишив на світі снів своїх красу.
Що перша скрипка — біла лебідка,
А друга скрипка — вечірній сум.
Приспів.
Там, де став явір понад плаями,
Знову я чую відлуння пісень:
Одна верба співає ночами,
Друга верба співає удень.
Приспів:
Одна сміється,
І плаче друга,
Гей, поєднались
Радість і туга,
Гей, поєднались
В очах дівчини,
Як у двох скрипках
Ночі і днини.